Аутизм бывает разный
Фото istockphoto.com
LdtCKYp97
2 апреля во всем мире отмечался День распространения информации о проблеме аутизма.
О мифах, связанных с этой особенностью развития, о том, как общаться с детьми-аутистами и способах их социализации «Блокноту Волгограда» рассказали специалисты Федеральной сети клиник «Реацентр».
Корректно ли называть аутизм болезнью? Насколько это редкое нарушение?
С каждым годом количество детей, страдающих аутизмом, растет.
Аутизм бывает разный. Есть особенные дети, у которых аутизм не совсем правильно называть диагнозом, это не болезнь, а скорее особенность развития. У таких детей нормальный интеллект, отличная зрительная память, но нарушена способность вступать в контакт с людьми и обеднен эмоциональный фон. У них нет особой потребности в общении с другими людьми, среди таких особенных детей могут встречаться даже гении.
Но это единицы, а остальные дети, страдающие аутизмом действительно больны, у них есть лишь внешние проявления аутизма (не смотрят в глаза, находятся в отрешенном состоянии, не вступают в речевой контакт, любят созерцать, часто есть стереотипные действия или игры). На этом сходства заканчиваются …. У многих страдает интеллект, не развивается речь, они не могут даже объяснить, чего хотят (поесть, погулять или чего они боятся).
Самый распространенный миф об аутизме:
Что все дети с аутизмом гении: либо великие музыканты, либо математики в будущем …
К сожалению, гении среди аутистов единицы, а все остальные дети с грубыми задержками развития, которые нуждаются в лечении и помощи коррекционных педагогов и даже попасть в коррекционную школу для детей с задержками развития уже достижение.
Второй миф: к аутизму приводят прививки.
Не лишен под собой основания, хотя официальных доказательств до настоящего времени нет, тем не менее многие родители утверждают, что именно после очередной прививки у ребенка пропала речь и он «ушел в себя» и появились другие признаки аутизма.
Как научить ребенка с аутизмом общаться?
Для того, чтобы научить ребенка с аутизмом общаться, ему нужно в первую очередь развить речь. У многих аутистов с задержкой развития по различным причинам не работают зоны мозга, которые отвечают за развитие речи. В таких случаях проводят Микротоковую рефлексотерапию, улучшающую работу зон мозга, отвечающих за понимание речи, словарный запас, желание вступать в речевой контакт и понимание обращенной речи, также необходимы занятия с логопедами и дефектологами.
Нужно ли разговаривать с ребенком об особенностях его развития?
По возможности, ребенок должен находиться среди обычных детей, так как дети копируют поведение друг друга. Не нужно культивировать и подчеркивать особенности ребенка.
Напротив, нужно найти такой вид деятельности, кружок или секцию, где ребенок сможет общаться с другими обычными детьми. Самыми положительным образом на детей с аутизмом влияет спорт, лучше всего это индивидуальные виды спорта (плавание, лыжи) или танцы.
Как социально адаптировать ребенка с аутизмом?
У каждого ребенка с аутизмом есть скрытый талант или предрасположенность к какому-либо виду деятельности (к рисованию, музыке, пению или плаванию). Важно найти ту сферу деятельности, которая окажется для ребенка интересной, найти преподавателя, который согласится заниматься с ребенком и систематически водить ребенка на эти занятия (сначала индивидуальные, а затем и групповые).
Многие маленькие пациенты Реацентра уже не только научились петь, танцевать, рисовать и например, плавать. Самое главное через любимое "дело" они научились вступать в контакт с другими детьми и общаться со сверстниками.
Так пациент Реацентра из Уфы Ринат поступил на лечение в Реацентр с диагнозом Детский аутизм. В 3 года у него не было речи, он был возбудим, агрессивен и совершенно неуправляем.
Микротоковая рефлексотерапия, психологи и логопеды, помогли ребенку адаптироваться в детском саду, запустили развитие речи, постепенно снизилась возбудимость.
Когда он пошел в коррекционную школу, его мама нашла тренера по плаванию, который согласился взять шефство над ребенком. Сейчас Ринат всерьез занимается плаванием на профессиональном уровне, выиграл не одно соревнование городского и областного масштаба и самостоятельно ездит на общественном транспорте в школу и на тренировки.
Пациент Реацентра из Волгограда Антон начинал лечение с диагнозом: Органическое поражение головного мозга. Аутистические проявления. В свои 4 года он не вступал в контакт, не разговаривал, не понимал обращенной к нему речи. Не умел самостоятельно есть и одеваться.
На фоне лечения с помощью Микротоковой рефлексотерапии ребенок перестал бояться новой обстановки, начал самостоятельно кушать, научился одеваться и самостоятельно есть, начал разговаривать, выучил буквы и цифры. Приступил к обучению в 1 классе. Родители отдали ребенка в секцию бальных танцев, где Антон практически "нашел себя", сейчас он принимает участие в соревнованиях, общается с детьми, начал развиваться эмоциональный фон.
Среди маленьких пациентов Реацентра (с диагнозом аутизм в прошлом), есть и девочка Вера, которая великолепно поет в церковном хоре, Сергей из далекого Сургута начал заниматься в лыжной секции, Егор с Сахалина играет на фортепиано ....
Ребенку-аутисту нужны родители, которые верят в него.
На первом этапе нужно стабилизировать работу нервной системы и развить речь, а для этого необходима Микротоковая рефлексотерапия, регулярные занятия с психологом, логопедом- дефектологом, нейропсихологом, занятия по выработке бытовых навыков.
Когда возбудимость снизится и речевые зоны мозга начнут работать, нужно искать и подключать секции или дополнительные занятия (рисование, пение, плавание, конструирование и пр). Не для того чтобы вырастить гения, а для того чтобы социально адаптировать ребенка.
Именно через "любимое дело" у ребенка аутиста меняется восприятие окружающего мира с негативно-тревожного на позитивно-интересующееся. И он выходит из своей психологической "раковины", появляется реальное желание вступать в контакт и изучать этот многогранный окружающий мир.
В Реацентре применяются комплексная реабилитация для детей с задержками развития:
Фото: Микротоковая рефлексотерапия
МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ (МТРТ) позволяет активизировать речевые зоны головного мозга, отвечающие за понимание речи, желание вступать в речевой контакт, словарный запас и навык построения предложений. При аутизме так же проводится стабилизация стволовых структур мозга и оказывается седативное воздействие на двигательные зоны коры, что позволяет снизить двигательное возбуждение, проявления агрессии, аутоагрессии, стереотипных движений.
Фото: Логопедический массаж
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ позволяет нормализовать тонус артикуляционной мускулатуры, облегчает произношение звуков, в результате у детей улучшается дикция. Мощный поток афферентной импульсации, возникающий при проведении логопедического массажа активизирует речевые зоны головного мозга с периферии. Он необходим детям с нарушением дикции или полным отсутствием речи, ослабленным жеванием, нарушением глотания, помогает справиться с гиперсаливацией.
Фото: Занятия на аудиотренажере
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ В АУДИО-ТРЕНАЖЕРЕ. Наушники костной проводимости с речевым микрофоном позволяет ребенку слышать одновременно свой голос и голос логопеда во время занятия. Система звуковых фильтров усиливает речевой диапазон и позволяет выделить речь из фонового шума окружающей среды. Голос в наушниках звучит четче, яркая тембровка привлекает внимание ребенка и вызывает желание произносить слова. У аутистов уменьшается эхолалия, они начинают контролировать свою речь.
Фото istockphoto.com
Занятия по СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ направлены на улучшение работы и взаимодействия правого и левого полушарий головного мозга, для улучшения концентрации внимания, памяти, мышления, речи, моторики. Сенсорная интеграция помогает ребенку аутисту научиться чувствовать и правильно воспринимать различные сенсорные стимулы окружающей среды. Способствует устранению аутостимуляции. Восстанавливает этапность развития мозга.
Фото istockphoto.com
ВЫРАБОТКА БЫТОВЫХ НАВЫКОВ. Занятия с детским психологом, направленные на выработку навыков самообслуживания. Важно научить ребенка с задержкой развития самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, мыть руки и т.д. Занятия проводятся в специально оборудованной комнате, имитирующей домашнюю обстановку (спальню, кухню, туалет).
Для неговорящих детей применяются картинки иллюстрирующие последовательность действий, которые помогают ребенку понять педагога.
Фото: Биоакустическая коррекция
БИОАКУСТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (БАК) - стимуляция головного мозга с помощью звуковых раздражителей в виде музыкального ряда. У детей с задержкой психоречевого развития и аутизмом БАК способствует увеличению интереса к окружающей среде, повышает способности к запоминанию и анализу информации. Активизирует познавательную и игровую деятельности. Повышает концентрацию внимания.
"Реацентр" в г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 25 Б
Запись на консультацию по тел. (8442) 33-05-29, 8-927-510-46-36 (WhatsApp, Telegram, Viber)
ЛО-34-01-003645 выдана 14.02.2018 г.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Реклама. ООО «Реацентр Волгоградский» https://www.reacenter.ru/contacts/city_3.html
Фото ООО «Реацентр Волгоградский»
Новости на Блoкнoт-Волгоград