«Нужно, чтобы уборка класса превратилась в праздник»: волгоградский педагог о возвращении трудового воспитания в школах
Читайте также:
- Жалобу подписали 16 педагогов: коллектив детского сада под Волгоградом просит защитить их от цирка с трудовым договором (24.05.2021 20:49)
- Волгоградские юристы отрицательно отнеслись к трудовым электронным книжкам (01.02.2021 12:43)
- Волгоградских предпринимателей атаковали трудовые экстремисты (11.10.2019 15:24)
Депутаты Госдумы приняли закон, позволяющий привлекать к посильному труду несовершеннолетних вне зависимости от желания их и их родителей.
Как сообщает пресс-служба государственной думы, новый закон, принятый депутатами, предлагает дополнить понятие «воспитание» ответственным отношением к труду. Авторами инициативы стали представители всех фракций.
- Учителя и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы», — подчеркивал ранее Вячеслав Володин
Нововведение позволяет скорректировать в федеральном законе «Об образовании» понятие «воспитание» и дополнить его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.
Авторы инициативы предлагают отменить норму о запрете привлечения к труду обучающихся без их согласия или согласия родителей (ч. 4 ст. 34 закона «Об образовании в РФ»). Примерами общественно полезной работы могут быть высадка деревьев, цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятиям, помощь в библиотеке, музее и другая посильная помощь.
Свою точку зрения высказала кандидат педагогических наук, волгоградский доцент Елена Лапп. По словам эксперта, в педагогике коллективный труд по самообслуживанию — в него входит как раз простая уборка класса: протереть доску, вынеси мусор, и такая практика уже использовалась в школах много лет назад.
- Ничего плохого в этом нет, это — часть трудового воспитания. Также летние практики, посадка деревьев. Конечно, когда столько лет не делали, и вдруг начнем это внедрять, могут возмущаться дети и родители. Наверное, те дети, у которых дома это не делается, где родители делают сами, берут все на себя или нанимают кого-то. Те, у кого нет дачи, для них может быть шоком, но мне кажется, в итоге ничего плохого не будет.
Важно, как организовать процесс. Можно, сказать в авторитарном порядке: «Да, вы завтра пойдете и будете это делать», а можно и нужно организовать это мероприятие и сделать из него «праздник»: мы все вместе, украшаем свою школу, потому она — наш дом. А если этого понятия нет, что это — моя школа, и я ей горжусь, а это для меня обязаловка, то правда, зачем я туда пойду? Тут очень глубокая проблема.
Против трудового воспитания вообще ничего не имею. Те родители, которые уже, скрепя сердце готовят маленького ребенка — пролил горшок — возьми, убери, тряпку взял, вытирай, игрушки убери, они потом только радуются, видя, когда к началу школьного обучения ребенок может все сам — может и колбасу, и хлеб порезать. Вот у моей сотрудницы ребенку 4,5 года, и он может сам себе порезать бутерброд. Да, может, не очень удачно, но он голодный, открыл холодильник и это сделал. И это — тоже часть трудового воспитания, - отметила Елена Лапп.
Еще одна новелла закона — введение понятия профориентации для школьников. Авторы инициативы считают, что занятия по профориентации помогут школьникам выбрать профессию, например благодаря экскурсиям на предприятия.
- Если ребенок будет трудолюбив, будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому. Ребенок будет расти другим. Гармония придет. А так — потребители, — высказал свою точку зрения председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Вопрос о необходимости возвращения в школы трудового воспитания был поднят депутатами 16 ноября 2022 года ходе «правительственного часа» с участием Министра просвещения Сергея Кравцова.
Записала Анна Анатольева
Новости на Блoкнoт-Волгоград