Волгоград Понедельник, 25 ноября

От Грязей до Варшавы через Царицын: самый таинственный экономический прорыв

Более 175 лет назад в Царицыне появилось таинственное прямое товарное сообщение Варшавой. Современники писали о нём, как о главном экономически-позитивном прорыве уездного города, но этот прорыв почти не оставил за собой следов. Почему? Ответить на этот вопрос и распутать клубок загадок решил "Блокнот Волгоград". 

Заметка в газете

О товарном пути "Варшава-Царицын" стало известно из Календаря знаменательных и памятных дат Горьковской библиотеки за 2023 год. В нем содержалась заметка, о том, что 18 января 1848 года "Саратовский вестник" опубликовал новость: отрылось прямое товарное сообщение "Варшава-Царицын". 

- 18 января - 175 лет назад губернский «Саратовский вестник» сообщил
об открытии прямого товарного сообщения «Варшава–Царицын», что превращало уездный город в главную складскую и распределительную базу нефтепродуктов (1848).

Локальный поиск источников: городская библиотека и архив

Наш корреспондент обратился в Горьковскую библиотеку и Государственный архив Волгограда для того, чтобы узнать об товарном пути и том знаменательном дне больше, однако нигде не нашлось информации, которая хоть как-то была связана с историей описанного торгового пути. Выпуска "Саратовского вестника" за 18 января 1848 тоже не нашлось, даже в электронном хранилище. 

Глобальный поиск фактов в мире

Близкое упоминание в одном контексте "Варшавы" и "Царицына" встретилось лишь однажды в Историко-географическом словаре Саратовской губернии - "Южные уезды: Камышинский и Царицынский". Он был опуликован в 1898-1902 гг, автор - Александр Николаевич Минх.  



Александр Николаевич Минх // StarostinS 

Описывая жизнь Дубовки, Минх сообщал о том, что богатые Дубовские торговцы привозят мануфактурные товары из Москвы, Варшавы, Лодзи и других мест через Царицын, по Грязе-Царицынской железной дороге. Однако, сам прямой путь от Варшавы до Царицына никак не описан.

Соединяем железную сеть воедино через Царицын: от Грязей до Варшавы 

И все-таки связь мы нашли. Грязе-Царицынская железная дорога, которая проработала с 1868 по 1893 год в Российской Империи, вошла в состав Юго-Восточных железных дорог. Наша ветка стала продолжением большой Риго-Орловской линии, которая соединялась с Риго-Двинской железной дорогой. Последняя - связывала Рижский порт на Балтийском море с Петербурго-Варшавской железной дорогой.


Двинский вокзал в Риге // View of Riga Dvinsk (before 1893 – Dinaburg) Station or later called Riga Central Station in Riga, Latvia - at the time a part of the Russian Empire. The building was demolished in the 1950s // Philaweb

Такой сложный путь едва ли можно назвать прямым сообщением Царицына и Варшавы, но все-таки связь есть.

Второй, более простой вариант, попадания из Царицына в Варшаву может быть через Санкт-Петербург: Царицын - Санкт-Петербург - Варшава.


Варшавский вокзал в Петерьурге // nlr.ru

А что сегодня?

Сегодня, согласно Google.картам, наиболее быстрым путем попасть из Волгограда в Варшаву по железной дороге можно только через Москву. 


Маршрут: Волгоград-Варшава // Google.карты

Татьяна Шмуренко

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

ВолгоградЦарицынторговый путьжелезная дорога
1
0