Общество,
16.01.2023 14:10
На связи тундра: в какой одежде можно выжить в сильные морозы и даже спать на снегу
Фото: Издание «Люди Севера»
Недавний циклон, принесший с собой непривычно низкие температуры, наконец-то отступил. В течение нескольких дней жители Волгоградской области смогли почувствовать на себе «холода» севера, сильнее кутаясь в пуховики, шапки и шарфы при минус 18 градусах. Однако на настоящем севере все обстоит немного иначе.
Мало кто знает, что, в одном из регионов России, Ямало-Ненецком автономном округе, зима может длиться от 180 до 230-ти дней в году, а среднегодовая температура не поднимается выше отметки в -1 градус. Для комфортного пребывания в таких температурах на протяжении многих веков женщины шили одежду из олених шкур.
Ма́лица, пимы, кисы, пани́ца, сови́к… Слышали когда-нибудь такие названия?
Эти ненецкие слова обозначают одежду, сшитую из оленьих шкур, которая даже в наши дни все еще остается в ходу. Правда, сейчас традиционные одеяния шьют не ненки (коренные жительницы ЯНАО – прим.ред.), для которых такое дело было обычным домашним рукоделием, а мастера, тщательно сохраняющие вековые традиции. А вот для молодого поколения выделка оленьих шкур и пошив одежды вручную, по большей части, диковинка – эпизод из детства, напоминающий о том, чем занимались их мамы, тети и бабушки.
Исключением на этом фоне можно считать дом ремесел Лилии Тайбарей в селе Красное под Нарьян-Маром (административным центром и единственным городом Ненецкого автономного округа – прим.ред). В населенном пункте, где находится «Тэмбойко» (название мастерской Лилии, в переводе с ненецкого означает «жилка» - прим.ред.), многие до сих пор занимаются оленеводством: кто-то работает в одном из оленеводческих колхозов, кто-то пасет стада так же, как это делали их предки.
Несмотря на то, что сейчас рынок предлагает немало современных материалов, которые сохраняют тепло, в тундре продолжают носить одежду из оленьих шкур. При этом, ненецкие оленеводы выбирают такие вещи не столько из уважения к традициям своего народа, сколько из практических соображений, ведь для здешних морозов ничего теплее и надежнее так и не придумали. В малице (мужской шубе из оленьих шкур – прим.ред.) и в пимах (высоких меховых сапогах, доходящих до паха – прим.ред) можно безбоязненно спать даже в снегу, и никакой альтернативы этому в климате ЯМАО не найти.
«Последние 20 лет жители Ненецкого округа, следуя моде, отказывались от своей традиционной одежды и заменяли ее, как говорят здесь, на «русскую». Стали покупать обычные пуховики, ботинки и сапоги, а совсем скоро эта мода отразилась на здоровье многих оленеводов: некоторые сильно обмораживались или замерзали в снегу», - признается Тайбарей.
К слову, от современной, пусть и самой технологичной, одежды в последние годы отказываются не только ненцы. По словам мастерицы, в последние годы спрос на традиционную одежду растет не только со стороны жителей Ненецкого округа, но и других регионов РФ. А недавно Лилии поступил самый необычный по географии заказ – от степного кочевника из Казахстана, который оценил тепло ненецкой малицы и решил, что она отлично подойдет и для его региона.
Данный материал подготовлен редакцией «Блокнот» совместно с изданием «Люди Севера», который рассказывает об интересной жизни на бескрайних просторах.
Фото предоставлены изданием «Люди Севера»
Новости на Блoкнoт-Волгоград