Политика,
31.12.2023 14:35
Безымянный мэр Волгограда стал мемом: итоги 2023 года для Владимира Марченко
Читайте также:
- В Волгоград по-тихому вернули к заводу памятник Дзержинскому (31.12.2023 13:24)
- Эффект домино на дороге устроил в Волгограде водитель «пятнадцатой»: видео (31.12.2023 11:59)
- Очень нетрадиционно! Оливье по странным рецептам набирают популярность в Волгограде (30.12.2023 19:18)
Владимир Марченко, который уже два с половиной года занимает кресло главы городской администрации, до сих пор в глазах волгоградцев настоящим мэром не стал. Жители вверенной ему территории искренне считают, что областной столицей руководит губернатор Андрей Бочаров. Впрочем, вряд ли это расстраивает самого Марченко, для которого 2023 прошел по крайней мере без трагедий и серьезных скандалов, за исключением одного. Для многих глав муниципалитетов это — уже высота недостижимая. Но обо всем по порядку.
Отчет по итогам 2023 — версия Марченко и реальность
Последнее публичное выступление мэра состоялось 28 декабря. Владимир Марченко собрал депутатов гордумы и общественников «на зарплате» — официальных, которые входят в состав Общественной палаты города — и подвел основные итоги работы муниципальных властей. Были благодарности и вручения грамот — все как положено.
— Самый главный итог года — все намеченные на 2023 год планы реализованы. Созданы объекты, о которых волгоградцы мечтали еще с советских времен: новые школы, новые участки дорог, новые парки и скверы. На улицы города выходит современный общественный транспорт. Все это муниципалитету и региону удалось реализовать в условиях непростой экономической и геополитической ситуации благодаря поддержке Президента России и реализации национальных проектов, — цитировала пресс-служба мэрии своего руководителя.
В частности, в собственные заслуги администрация города записала, более того — сделала на это упор, строительство новых дорог, комплексное восстановление порядка 800 тысяч имеющихся, 41 километр тротуаров, реконструкцию Сарептского и Марийского путепроводов, сдачу с опережением почти на 11 месяцев нового участка Первой Продольной магистрали, названного в честь ветерана Великой Отечественной войны, защитника Сталинграда Евгения Федоровича Рогова. К концу 2023 года показатель нормативного состояния дорог с твердым покрытием доведен до отметки более 80%. В планах будущего года — строительство новых участков дорог, включая Симонова, Хорошева, Гамзатова, продолжение реконструкции Латошинской и ряда других участков.
Только вот на деле дороги Волгограда — это усилия областных администрации и Думы. Так в настоящий момент, по результатам их работы, дорожный фонд региона, из которого финансируется большинство проектов, включая, естественно, областную столицу, достиг рекордных значений.
— У волгоградских транспортников впереди насыщенный год. Так в 2024 году предстоит освоить 24,4 миллиарда рублей дорожного фонда. Средства будут направлены на то, чем волгоградцы будут пользоваться каждый день: третий пусковой комплекс мостового перехода через Волгу, обход Волгограда, реконструированная Третья Продольную магистраль, обновленные дороги в городах, селах и дворах, новый подвижной состав, наконец — освещение этих объектов и благоустройство прилегающей территории, — вне контекста работы чиновников всех уровней по итогам одного из последних заседаний профильного комитета регпарламента возглавляющий его депутат Руслан Шарифов.
Впрочем, и транспорт мэрия тоже записала себе в заслуги, а не области. Причем отдельно гордятся электробусами, которые тоже закупили на выделенные из региональной казны средства. Туда же — программа переселения их ветхого жилья — в Волгограде было расселено порядка 30 тысяч квадратных метров аварийного жилья, в котором проживало более 2 тысяч граждан. Но и тут работали областные Дума и администрация. Именно у них болела голова, где взять денег, чтобы дать муниципалитетам — от тех, по сути, требуется только провести аукционы на закупку квартир переселенцам и снос опустевших аварийных домов.
— Масштаб этой проблемы значительный, и надо понимать, что одномоментно найти средства, необходимые для расселения из аварийного фонда всех граждан, не представляется возможным. Здесь необходимо действовать поступательно, определив приоритеты и объединив усилия органов власти и общественности, — переживала еще в середине года руководитель профильного комитета облдумы Валентина Гречина. — У нас есть положительный опыт такой деятельности в формате рабочей группы по решению проблемы обманутых дольщиков. Губернатор рекомендовал создать такую же группу для совместной проработки вопросов переселения граждан из аварийного жилья. Наша задача — тщательно проанализировать ситуацию и предложить дополнительные механизмы, которые позволят решать эти вопросы ещё более эффективно.
Аналогично имеет мало отношения к работе мэрии (хотя та и страшно гордится) создание рекреационного кластера, объединяющего обе террасы набережной с новым амфитеатром, Центральный парк, Александровский сад, пойму реки Царицы, скверы Пахмутовой и Пушкина, новый сквер Строителей; формирование единого кластера детства из восстановленного ГДЮЦа, реконструируемого сегодня цирка и только что открытого центра детского творчества в бывшем кинотеатре «Победа».
— У команды города не только большие, но и вполне конкретные планы, подтвержденные реальным финансированием, — доволен Владимир Марченко, что деньги для города нашлись, не упоминая, что областью.
10-летняя программа развития Волгограда
Проект, с которым, как с писаной торбой, носится весь регион, включая, разумеется, Марченко — 10-летняя программа развития Волгограда. По данным мэрии, представлена она была на совместном заседании комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Волгоградской области и инвестиционного комитета региона.
— Главной целью программы является обеспечение устойчивого роста качества жизни населения города, роста экономики и устойчивого развития Волгограда. Документ включает более 600 мероприятий, обеспечивающих комплексное развитие по восьми ключевым направлениям, включая социальную политику, развитие промышленного потенциала, благоустройство и озеленение, строительство новых дорог, обновление общественного транспорта, — говорят в городской администрации.
Верить приходится на слово. Программу обсуждают весь 2023 год, она, очевидно, есть, но в свободный доступ ее почему-то не выкладывают. Говорят, что ряд объектов (каких именно — опять же не уточняется) планируется реализовывать за счет заключения инвестиционных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве.
— Реализация 10-летней комплексной программы развития Волгограда позволит в итоге создать 28 тысяч новых рабочих мест и обеспечить прирост высокопроизводительных рабочих мест в структуре экономики Волгограда не менее чем на 25%", — подчеркнул Владимир Марченко. — Общий объем инвестиций, предусмотренный программой 10-летнего развития Волгограда, составляет 1,4 трлн рублей. Большая часть — это внебюджетные источники и инвестиции в рамках муниципально-частного партнерства.
Известно, что участие в реализации программы будут принимать профильные руководители администрации Волгоградской области и Волгограда, надзорных органов и общественных институтов, предприниматели, представители ресурсоснабжающих организаций, отраслевые эксперты. Но что именно они будут делать, молчит даже областная администрация.
— Она вырабатывалась коллегиально, совместно с представителями реального сектора экономики, общественности. В программе учтены предложения губернатора Волгоградской области, она сформирована по итогам рабочих встреч, дополнена отраслевыми экспертами. Главная ее задача — обеспечить рост качества жизни, ускорить темп экономического роста и технологического развития. Стабильная социально-экономическая ситуация в регионе позволяет нам формировать долгосрочную повестку на десятилетие вперед«, — отметил первый заместитель губернатора Волгоградской области Александр Дорждеев.
Гадость, которую сделали чужими руками
В Волгограде, к счастью, в 2023 году обошлось без больших скандалов и трагедий. Наибольшую социальную напряженность вызвало принятие закона о платных парковках, которых фактически пока и нет, за исключением тестовой возле здания железнодорожного вокзала.
Формально принимался закон Волгоградской облдумой. На деле именно город выступил субъектом законодательной инициативы, хотя почему-то в заслугу реальное свое дело себе не поставил. Региональный парламент лишь удовлетворил просьбу Волгограда об организации платных парковок, но поступил хитро — областные депутаты закон приняли, но рамочный.
Итак, 6 июля на заседании Волгоградской областной думы внесены изменения в региональный закон «Об отдельных вопросах в сфере организации дорожного движения на территории Волгоградской области». Ими депутаты предоставили муниципальным образованиям саму возможность организации платных парковок, параллельно установив ряд льгот, которые на местном уровне отменить де-юре и де-факто невозможно.
Исходя из текста документа, мэрия сама решает, где размещать платные парковки и сколько будет стоить пользование. По решению же области, где бы эти парковки не находились, их можно использовать безвозмездно в выходные и нерабочие праздничные дни, с 20:00 до 08:00, а также в течение 15 минут с момента въезда на парковку у социального объекта. Кроме того, закон устанавливает категории льготников, для которых вне зависимости от дня и времени суток пользование парковками бесплатное. Такое право предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, участникам СВО и членам их семей, инвалидам I, II групп, а также перевозящим людей с инвалидностью или детей-инвалидов. Аналогичную льготу также получат многодетные семьи и владельцы электрокаров.
Как пояснял, голосуя за принятие поправок, депутат Руслан Шарифов, облдума не имеет отношения к схемам парковок в муниципалитетах и их стоимости. Но дал рекомендации.
— Больше 20-ти городов давно приняли аналогичные решения. На мой взгляд, наиболее удачная модель в соседнем Ростове. Плата за парковку с 8 утра до 20 часов — 35 рублей, штраф за нарушения — 1,5 тысячи рублей, — отметил он.
Однако мэрия Марченко к нему не прислушалась. По слухам, по всему городу будет тариф 40 рублей в час. Волгоград после введения платных парковок по всему городу, когда схема будет полностью реализована, должен получать порядка 84 миллионов рублей в год.
— Эти средства муниципалитет может направить на организацию как платных, так и бесплатных парковок, благоустройство и содержание в нормативном состоянии прилегающей территории. Наконец, на оплату рабочих мест, — недвусмысленно намекнул, на что стоит потратить деньги, глава профильного думского комитета.
Не обошлось без намеков мэрии Марченко и со стороны председателя облдумы Александра Блошкина.
— Очень бы хотелось, чтобы это был закон о порядке, а не пополнении бюджета. И, пожалуйста, сделайте так, чтобы возможность оплаты за парковку была более упрощенная. Мы заезжаем в торговый центр — допустим, «торгушку»... Элементарно, слушайте! Нажал, карточка выскочила, через паркомат заплатил, карточку туда, выезжаешь — шлагбаум поднялся. Или мы ездим по платным трассам. Зарплатную карточку поднес, 300 рублей или там сколько списали. Все абсолютно просто и доступно! Хотелось бы, чтобы и на наших парковках было просто и доступно для каждого человека, а не только продвинутого молодого.
Кроме того, под закон добавили штраф за неуплату пользования платным парковочным местом и подняли санкции за парковку на «зеленке». В обоих случаях для физических лиц штрафы составят 2,5-5 тысяч рублей. Но и их Блошкин попросил у мэрии выбивать не у простых людей, которые могли запарковаться в грязи, которая де-юре — зеленая зона, по незнанию, а у «нехороших ребят на крутых машинах». Их ему не жалко.
— Мы прекрасно понимаем, когда нехорошие ребята, часто — на крутых машинах, ставят на газон, ставят на цветники. И понятно — их не жалко, их необходимо штрафовать. Но мы сегодня наблюдаем, когда ходят работники административной комиссии, фотографируют в спальных районах автомобили, которые стоят просто на грунтовой площадке — там никогда не было ни газона, ни цветов — и штрафуют людей. Это неправильно абсолютно! Это вызывает раздражение и недоумение. Пожалуйста, определите, что такое «зеленая» парковка — или законодательно, или я не знаю там, как — и за нарушения штрафуйте, а не для того, чтобы собирать деньги.
Приняты изменения в законодательство в 2023, но заработают в 2024-м. Так что реальный скандал у Марченко впереди — или его отсутствие, если он прислушается в областным депутатам, весь год обеспечивавших его событиями, которые были записаны в достижения городской администрации.
Идет на дно по версии экспертов
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ в итоговом за 2023 год исследовании, которое полностью посвящено деятельности руководителей столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации, мэра Владимира Марченко опустил.
В национальном рейтинге мэров Марченко занял 68-ю строчку из 88-ми возможных, потеряв за 12 месяцев четыре позиции. Однако в третьей группе из четырех остался. Но если на излете 2022-го он ее возглавлял, намекая на перспективы выхода во вторую, теперь остается от глав Ижевска, Кирова, Барнаулова и Саратова.
Впрочем, два эксперта, задействованные в исследовании, Марченко публично хвалили. Один из них ранее входил в аппарат Общественной палаты региона, второй — руководил муниципальным СМИ.
Павел Голод
Главный редактор Политического агентства «Теегин Гард», член Клуба экспертов Нижнего Поволжья
Подходящий к концу 2023 год вполне можно назвать успешным для главы Волгограда Владимира Марченко, причем успешным сразу в нескольких плоскостях.
Во-первых, господин Марченко смог грамотно наладить и поставить на системные рельсы работу администрации города-миллионника. Здесь и вопрос транспортной доступности для населения, и внедрение новых электробусов с автономным ходом на городские маршруты. Своевременный ремонт существующих дорог, а также строительство новой дорожной инфраструктуры, чтобы направлено на разгрузку основных магистралей, продольных дорог, вытянутого вдоль Волги города.
Отсутствие громких и серьезных коммунальных аварий с началом отопительного сезона показывает серьезный и, что важно, грамотный подход к этому вопросу городских властей.
Благоустройство общественных территорий и возможность самих граждан участвовать в процессе выбора — какие именно территории развивать в первую очередь является ярким примером того, что для главы города важна обратная связь с жителями для учёта их пожеланий.
И что самое главное, на мой взгляд, разработана и совсем скоро будет утверждена десятилетняя программа комплексного развития Волгограда, которую лично презентовал общественности Владимир Марченко.
Такая задача была поставлена перед городскими властями губернатором региона Андреем Бочаровым. И есть все основания полагать, что администрация Волгограда под руководством Владимира Марченко справится с ее реализацией успешно.
Андрей Серенко
Директор Аналитического центра Российского общества политологов
В 2023 году мэр Волгограда Владимир Марченко успешно прошёл первое и важное для себя политическое испытание — выборы депутатов Волгоградской городской думы. Глава города лично и активно участвовал в предвыборной кампании волгоградских «единороссов», которые одержали убедительную, хотя во многом и ожидаемую победу. Успешная городская электоральная кампания, проведённая Марченко, дала основания губернатору региона Андрею Бочарову надеяться, что мэр областного центра не подведёт не только в марте 2024-го, когда в миллионном городе будут проходить выборы президента России, но и в сентябре, когда выбираться будет уже сам Бочаров.
В уходящем году Владимир Марченко вместе с губернатором Андреем Бочаровым объявил о начале реализации 10-летней программы комплексного развития Волгограда. По сути, она должна будет стать частью предвыборной программы идущего на третий губернаторский срок Бочарова, что повышает роль самого Марченко в этом проекте — от того, насколько эффективно сработает весной-летом 2024 года команда волгоградского градоначальника, напрямую будут зависеть электоральные результаты Андрея Бочарова в областном центре. А там проживает не менее половины избирателей региона.
К числу достижений Владимира Марченко в 2023 году можно отнести своевременное начало отопительного сезона, соблюдение графика дорожного ремонта, модернизацию железнодорожной линии скоростного трамвая («волгоградского метро»). Слабым местом в жизни миллионного Волгограда остаётся система городских пассажирских перевозок. Несмотря на все усилия, городским чиновникам так и не удаётся оптимизировать её в соответствии с реальными запросами волгоградцев. Очевидно, эту проблему команде Марченко придётся решать в новом году, причём без особой раскачки, ведь недовольные пользователи городских маршрутных такси, автобусов и троллейбусов вполне могут выплеснуть свои негативные эмоции у избирательных урн в марте и сентябре.
Мнение людей
На излете 2023 года «Блокнот» пошел в народ узнавать, что волгоградцы думают об изменениях в городе и в курсе ли, кто занимает должность мэра.
Опрошенные жители региональной столицы, признавая слабые места, горячо и искренне хвалили проведенную работу в части приведения в порядок и появления новых общественных пространств, отмечали общее повышение уровня ухоженности города и вообще — с теплом и нежностью говорили о родном городе. И о мэре тоже. Правда, абсолютно все опрошенные считают им... губернатора Андрея Бочарова:
Общественник Эльдар Быстров, который не имеет вообще никакого отношения к работе муниципальных властей Волгограда, никогда не занимал никаких должностей в волгоградской городской администрации и даже не был депутатом гордумы Волгограда, поделился, почему, по его мнению, Владимир Марченко совсем не заметен на фоне губернатора.
— Нужно понимать реальное положение главы муниципального образования. Не важно, глава это областной столицы или сельского поселения, от которого до Саратова, Воронежа или даже Казахстана ближе, чем до Волгограда. У них нет полномочий. Буквально — нет. Любые крупные социальные и инфраструктурные проекты, будь то дорожное строительство или заказ проекта новой школы, да хоть закупка электробусов — это, скорее всего, мероприятие в рамках реализации какого-либо национального проекта. То есть Федерация и область приняли решение, дали денег, а на местном уровне остается разыграть конкурс на госзакупках и перерезать ленточку. И желательно проследить, чтобы своровали не все. А то, знаете ли, всякое в жизни бывает... — поделился общественник.
Однако скромность полномочий не мешает некоторым мэрам быть известными жителям вверенных им территорий и даже любимыми ими. В пример он приводит Игоря Воронина.
— Воронин — в том же положении, что и Марченко. У него не особенно много возможностей, он тоже работает на общее благо в команде губернатора. Но, в отличие от волгоградского градоначальника, не пытается спрятаться за спиной руководителя области. Воронин выезжает на крупные ЧП, реально общается с людьми, делает заявления лично от себя. От Марченко же в основном слышно, что он хвалит губернатора — мы, конечно, разделяем его чувства, но надо признать, что в бесконечном апеллировании к Андрею Ивановичу есть и своя выгода. Если все достижения — это заслуга главы региона, то кто же тогда отвечает за неудачи? Может быть, все-таки нужно появляться из-за плеча начальства — особенно, в критические моменты, брать на себя ответственность. Этим не должен заниматься глава региона. Он свою работу делает — находит возможности за развитие муниципалитетов. А уж за косяки должны отвечать на местном уровне. И в достижения себе записывать ликвидацию этих косяков — вот это реальная работа мэра, за которую его можно уважать, как Игоря Воронина.
Отказываясь от «индивидуального зачета», мэр Марченко в 2023 году уже проиграл в узнаваемости огромному количеству горожан. Так «Блокнот» в шутку провел голосование с простым вопросом: «Кого вы хотите видеть мэром Волгограда?». 10 кандидатов хотя и связаны с Волгоградом, но известны в абсолютны разных сферах. Но, как не странно, многие из них получили горячую поддержку читателей и, если бы мэр был избираемый, а не назначаемый, похоже, составили бы реальную конкуренцию Марченко.
Звание «Народный мэр» по результатам голосования (в котором приняли участие более 2800 человек) получила... 29-летняя блогер и певица Виолетта Чиковани. У девушки высшее экономическое образование. В 2015 году стала «Мисс Волгоградская область» и завоевала титул «Краса студенчества России-2015» в Санкт-Петербурге. А сейчас она — блогер-миллионник, который по-прежнему живет в Волгограде.
На втором месте — миллиардер Александр Малашкин. Ему досталось звание «Народный вице-мэр». Иногда кажется, что Малашкину и так принадлежит весь Волгоград, но потом он заявляет, что приобрел в собственность что-то еще. При этом от людей не прячется и не жалеет сил и времени, чтобы высказываться, в частности, о развитии города. А главное, принимать в этом развитии активное участие.
Топ-3 замыкает общественник Сергей Островский. Председатель «Дома с лебедями» занимает активную позицию и иногда создается впечатление, что каждый его выход на улице заканчивается записью видео о творящемся беспределе.
На четвертом месте — певец Прохор Шаляпин, покоривший не только Волгоград, но и всю страну, не только своим талантом, но и легким веселым нравом, и тоже — с удовольствием общающийся с людьми.
Пятую строчку поделили осужденный за террористический акт экс-глава волгоградского Следственного комитета Михаил Музраев и нынешняя вице-мэр Волгограда Анна Кувычко, прославившаяся роликом, на котором она в окружении школьников поет песню «Дядя Вова, мы с тобой».
Далее следуют бывший депутат гордумы Илья Кравченко, который помог волгоградцам выиграть суд у «Концессий» за масштабный фекальный прорыв, бизнесмен Юрий Сударев, экономист Игорь Бельских и депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов.
Мем — это не обидно
Кому мэру стоило бы сказать спасибо за повышение узнаваемости, так это анонимным ТГ-каналам. Так регулярно к Марченко обращается «XY I Волгоград», усилиями которого волгоградцы по крайней мере в курсе, что на фото рядом с губернатором, Марченко — приятный мужчина с усами. Сообщения с упоминаниями усов появляются регулярно:
— Дорогой усатый мэр. Там у нас на Рабоче-Крестьянской стабильность [уехала — изменено редакцией] в Австралию. Примите [своевременные] меры.
Упоминались усы Марченко и в контексте скандала с певицей Анет Сай — девушку после концерта в Волгограде до аэропорта домчала ГАИ с мигалками, за что были уволены двое высокопоставленных полицейских. Простить их артистка просила почему-то мэра, хотя он им не начальник. Более того — отчасти Сай будто бы подставила Марченко, ведь из ее пламенной «адвокатской» речи можно было сделать вывод, что мэр как-то причастен к «покатушкам».
— То есть, это наш усатый щекотун, вызвал тебе Яндекс Такси «Мигалка стаил»? Если так, то он не только нулевый мэр, так еще и редкостный растыка, раз позволяет себе, делать такие финты. И организаторы тут не при чем, ты сама лично должна была планировать свои рейсы, а ты захотела везде и сразу попасть. Поверь мне, Волгоград бы прожил без твоего [сексуально активного] творчества, — обратился анонимный автор к Сай.
Наконец, Марченко регулярно вмонтируют в отрывки из фильмов. Кем он уже только не был. Даже Мелом Гибсоном в «Храбром сердце» (справедливости ради, смотрится он так, будто всегда там и был).
— В распоряжении нашей редакции, появилось уникальное видео, на котором Марченко настраивает администрация Волгограда, на борьбу со снегом. Наш мэр! — подписал «XY I Волгоград».
Историк, публицист и политолог Михаил Серенко точно не уверен, что ТГ-каналы Марченко стоит благодарить. Но кое-кого точно да.
— Не знаю, как ТГ-каналы, а губернатора Андрея Ивановича Бочарова благодарить ему надо. По моему мнению, уровень Марченко — сельское поселение. И сидел бы он в нем до конца своих дней, если бы не глава региона. Если Андрей Иванович, не дай Бог, решит покинуть пост губернатора, карьера Марченко накроется медным германским тазом.
Владимир Коршунов
Новости на Блoкнoт-Волгоград