Тогда и сейчас: кусочек немецкой истории в Волгограде родом из Царицына – католический храм
Читайте также:
- Верховный суд РФ вынес решение по подстрекателю к убийству волгоградского бизнесмена Сергея Брудного (12.09.2019 16:49)
- Тест: какое место вам подойдет для первого свидания (12.09.2019 16:48)
- Мэр Волгограда Виталий Лихачев официально отказался от мандата депутата облдумы (12.09.2019 16:04)
- Многодетную мать обвиняют в гибели 10-месячного сына, выпавшего из окна в Волжском (12.09.2019 14:32)
На улице Пражской в Волгограде – в глубине сейчас можно наблюдать необычное, красивое готическое здание нежно-розового цвета. Здесь находится католическая церковь. Существование здания для современного города-миллионника уникально, год строительства 1899 - настоящий Царицын.
Точное название данного католического храма - храм святого Николая Мирликийского или храм святого Николая.
История появления католического храма в Волгограде, скорее, типична для XVIII столетия - Царицына. Тогда город оказался территорией немецкой колонизации, в результате сформировалась католическая община. Верующих людей в Царицыне оказалось немало, и необходимость строительства храмов и приходов возникла сама собой.
Долгое время католики были вынуждены проводить службы дома. И только с середины XIX века начался сбор средств на строительство.
Католический приход в Царицыне был возведен на пожертвования графа или архиепископа-митрополита Ежи (Георгий) Шембека. По некоторым данным, священник еще в молодости отличался вольным поведением. Но в какой-то момент решил поступить в семинарию, ни одна из них брать к себе такого ученика не захотела. И только саратовская решилась принять графа на учебу. Так он стал священником, и в период строительства церкви в Царицыне Шембек был Саратовским деканом и законоучителем в Духовной семинарии.
Построенную на его личные пожертвования церковь освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии. Считается, что сведений о дореволюционной жизни церкви крайне мало.
Хотя есть и немного другая версия появления католической церкви в современном Волгограде, которая не отменяет того, что ее построили, когда на Нижнюю Волгу начали переселяться немцы и затем появляться в окрестностях Царицына первые католики. С тех пор их число постоянно росло. К началу XX века оно составляло около 600 человек.
Есть и другое мнение, что проект, по которому строился костёл в Царицыне, был разработан для другого места и должен был появиться в Плоцкой губернии (Царство Польское), однако реализован был. Но данная история имеет неточности, а еще строительство храма в те годы велось на протяжении нескольких лет – практически до самой Мировой войны. Это связано с тем, что фундамент церкви - на камне.
Но это не отменяет всего того, что дальше предстояло пережить историческому зданию. Всего церкви удалось проработать в неизменном виде порядка 30 лет.
Впереди революция - вся католическая церковь, наряду с другими, к середине 1930-х годов стала подвергаться страшным гонениям, осквернению. В том числе сами священники и миряне - они были либо арестованы, либо осуждены, были и случаи расстрела. Некоторым приходило скрываться. Так, в 1934 году отец о. Иоганн (по паспорту Иван Андреевич) Циммерман вернулся в Сталинград и, видимо, пытался наладить церковную жизнь, но уже 10 апреля 1935 он был арестован и приговорен вновь к трём годам ИТЛ. А к 1937 году его вновь арестовали и 17 августа 1938 расстреляли в Карлаге, реабилитировав лишь к 10 декабря 1991. В списке тогда оказалось 34 незаконно осужденных по делу № 95215 (дело А.И. Баумтрога), в числе которых было 20 священников.
Согласно официальным историческим данным, после 1917-1918 имущество церкви святого Николая национализировали, началось его медленное разграбление. Из католического храма забрали мощи св. Апостола Петра, исчезали сосуды из ценных металлов…
В 1921 с властью было заключено соглашение об аренде церкви и имущества, его описали.
В 20-е-30-е годы давление властей на церковную жизнь некогда Царицынского католического храма только усилилось. Храм стал облагаться налогами за аренду земли. Налоги ввели на здания и имущество, за дом, где жили священнослужители (ныне разрушенный), и где находилась зимняя часовня. За утрату разворованного имущества налагались огромные штрафы.
Католический приход выдерживал и этот натиск, новый период, продолжая существовать и в этих условиях. В это же время он находился под пристальным вниманием властей и осведомителей.
К февралю-октябрю 1930 годп неофициальным священником костёла стал является отец Флориан Яковлевич Шульц. После долгих гонений 22 февраля 1933 он был досрочно освобожден и отправлен на оставшийся срок в ссылку в Северный край. Дальнейшая судьба его так и осталась неизвестной.
Назначать кем-либо к 1930 году новых священников было уже некому. В 1932 власти в церкви описали имущество с целью регистрации, к 1933 году потребовали сдавать денежные добровольные пожертвования на хранение в сберкассу.
Ликвидировать церковь в Сталинграде решили 17 апреля 1935 – до войны. Все это время, вплоть до 1991 года в ее помещениях располагалась сначала школа, клуб Осоавиахима, затем клуб железнодорожников им. А.А. Жданова.
В этот же промежуток времени с северной и южной стороны к храму были сделаны пристройки, внутри устроено перекрытие и оборудован второй этаж.
Сильнейшие разрушения здание немецкой церкви получило во время Сталинградской битвы. Восстановили его лишь к 1943-1947 – Управление строительно-восстановительных работ Сталинградского отделения железной дороги. Поэтому 31 декабря 1947 в нём был открыт клуб железнодорожных строителей с народным театром. К 1949 году его перестроили в клуб имени Жданова.
В это же время храм претерпел кардинальные изменения, тут разобрали шпиль колокольни, большое круглое окно заложили - в нём была расположена надпись «ЖД клуб им. Жданова».
А вот дальнейшая судьба здания еще печальней - целый пласт истории мог просто исчезнуть с лица города. Но чудом сохранился. Власти планировали снов старой церкви, пребывающей в разрухе. Капитальное здание, стоящее в центре большого города забросили. Предположительно, потому что оно было передано от железной дороги городу. В бывшей церкви планировали разместить не то кукольный театр, не то Центр технического творчества молодёжи. Даже от слова «Жданова» вскоре осталось только «…ова». Послевоенные пристройки тоже исчезли уже тогда: слева пристройки не осталось, справа – только бетонный каркас.
Приблизительно, это могло случиться к 1970 году - был разрушен дом священника и зимняя часовня, находившиеся под одной крышей.
Территория уникального здания к 80-м годам была передана в ведение Дома техники молодёжи. Наступило время перестройки. Дом техники молодежи уже было начали строить, но обстоятельства изменились: новым властям оказался ненужным заложенный фундамент. По неизвестной причине заброшенное здание храма, на тот момент в ужасающем состоянии, захламлённое и замусоренное, не было разрушено. И власти выдали разрешение – церковь восстановить!
В 1991 году принимается решение о возвращении здания законному хозяину – Католической церкви. С того момента началось восстановление. 19 августа 1991 года католический приход зарегистрировали. Восстанавливали разрушенную церковь все пять дальнейших лет – в течение 1992-1997 годов. Пытались вдохнуть в здание жизнь преимущественно на пожертвования прихожан из разных стран и различных благотворительных организаций, поскольку для восстановления храма нужен был проект и финансы, а первоначальный проект был утрачен, имя архитектора - неизвестно.
Проект храма выполнили, церковь времен Царицына в Волгограде восстановили, провели реставрацию. Об этом сообщала даже немецкая пресса.
Некогда никому ненужная территория и здание преобразились: в храме было заменено центральное отопление, прежний колокол был заменён тремя новыми, приобретён электрический орган, образовался хор, были благоустроены подвальные помещения. Вокруг храма - высажены деревья, на клумбах появились розы, нарциссы тюльпаны.
Примечательно, что 4 мая 1997 года храм был освящён во имя святого Николая Мирликийского, а к 1999 году было торжественно отмечено его 100-летие.
А вот по архитектуре – это здание – кусочек немецкой истории в Волгограде – особенный.
Основным архитектурным стилем здания является псевдоготика. Фасад церкви имеет стрельчатую арку и розетку над главным входом. Построена также красивая башня со шпилем, но уже в стиле неоготики – в ней расположена звонница. Над росписью стен и потолков трудились лучшие мастера католической общины. Но и это не все: возводили здание во времена Царицына на специально построенном каменном фундаменте с использованием жженого кирпича. Изначально вся церковь была живописно расписана и украшена. Главный алтарь - освящён в честь Успения Божией Матери, боковые приделы храма - посвящены Богородице и св. Станиславу.
Сегодня главными святынями, хранящимися здесь, являются мощи Николая из Мирликии и образ Девы Марии Примирения. Тут же работает католическое общество, оно занимается благотворительной деятельностью. Вместе с этим при церкви есть сестры и католическое общество имени Иоанна XXII. Сёстры работают с детьми, молодёжью, посещают больных и одиноких. Также есть центр, который объединяет детей из социально неблагополучных семей независимо от вероисповедания. На территории церкви часто проводятся благотворительные вечера, концерты.
Считается, этому зданию, католическому храму в Волгограде невероятно повезло, повезло жить. Ему было суждено пережить послевоенное восстановление города.
Анна Фомиченко