Почти километр ткани ушло на «Спящую красавицу», - художник по костюмам «Царицынской оперы» Елена Павловская
Читайте также:
- Федеральный министр увидел в Волгограде необоснованно высокий тариф на вывоз мусора (27.02.2019 12:38)
- Спасать дороги в Волгоградской области вышли 276 единиц спецтехники (27.02.2019 12:23)
- Волгоград проводит зиму мокрым снегом, а весну встретит метелью (27.02.2019 11:53)
Главный художник «Царицынской оперы» Елена Павловская предпочитает работать над будущими костюмами по утрам. Ее глазами зрители видят спектакль, ведь все пространство от сценографии до костюмов героев создается художниками.
Именно они воплощают в жизнь замысел режиссера. За 42 года работы в театрах Елена Моисеевна «одела» сотни спектаклей. Последний из них опера «Кармен», которая стала настоящим экспериментом для театра, в первую очередь, в визуальном воплощении.
- Расскажите, пожалуйста, какие этапы сопровождают работу над костюмами?
- Первый этап: создание эскиза. Он включает совместную деятельность с режиссером, дирижером, художником. Постановочная группа работает над концепцией спектакля, определяет основополагающие моменты. Определяется вектор, который не теряется до конца постановки. Конечно, коррективы вносятся, но всегда учитывается основная идея спектакля, задумка режиссера-постановщика. Второй этап: художник приступает к подбору ткани, разрабатывает элементы декора. Третий этап: изготовление и пошив костюмов. Одно дело создать эскиз, совсем другое воплотить его в жизнь, одеть на конкретного артиста. У нас есть портные, конструкторы, мастера головных уборов, художники по отделке, которые трудятся над костюмами персонажей.
- В конце прошлого года состоялась премьера «Спящей красавицы», теперь в репертуаре театра есть все три знаменитых балета И.П. Чайковского. Слышала, что «Спящая красавица» стал одним из самых дорогостоящих спектаклей по костюмам?
- На костюмы потрачены немалые средства. Два года ушло на их изготовление, по мере появления денег отшивался очередной акт. Каждый эпизод – смена костюмов, в результате их сшито около 200, из них 90 пачек и шопенок балерин. Все декоративные элементы – пайетки, блестки, листики, цветки пришиваются вручную к лифам и юбкам. «Покрышки» у пачек и шопенок – особая кропотливая работа для художника по отделке. На отделку одной пачки уходит не менее двух недель. С такой работой у нас справляются две рукодельницы - Евгения Комарова и Оксана Никонорова, обе талантливые художники- кукольники.
- Возвращаясь к «Спящей красавице», спектакль настолько красочный...
- Да, в этом и сложность. Мне, как художнику, пришлось продумать многие моменты, чтобы не было цветового диссонанса. В классическом прочтении встречаются разные феи, и у каждой свой цвет. Так появились синяя, желтая, белая, сиреневая пачки. В это же время на сцене пажи, король, королева, придворные... Каждую группу необходимо выделить цветом и продумать так, чтобы не было эффекта конфетти. Несогласованные цвета сложны для восприятия человека. Важно, чтобы зритель отдыхал и наслаждался увиденным.
- Елена Моисеевна, где вы закупаете ткани для спектаклей?
- Мы работаем вот уже много лет с несколькими поставщиками, с которыми удалось найти общий язык. Они обеспечивают тканями театры, танцевальные, самодеятельные коллективы. Как правило, нам требуется закупать большой метраж. Это и 150, и 300, и более метров. Так, для «Спящей красавицы мы заказывали 900 метров сетки определенной жесткости, цвета. Такие ткани и в таких объемах не привозят просто так. Мы работаем под заказ. Правда, бывают ситуации, когда материал нужен здесь и сейчас. Тогда приходится идти на компромисс – работать с тем, что есть. и добиваться эффекта как в утвержденном эскизе. Нужно понимать, что мы не работаем в идеальных условиях, но всегда стараемся выходить из любого положения.
- Наверняка были ситуации, когда для спектаклей пригодились необычные вещи?
- К нам часто разными способами попадают «ненужные» вещи. Вспоминаю историю, когда для костюма в спектакле «Алиса в стране чудес» не хватало оригинального головного убора Шляпника. Бюджет был ограниченным, размахнуться не удавалось. Были безнадежны поиски нужной ткани, которая бы завершила образ. И тут начальник художественно-декорационного цеха Лариса Яковлева принесла клетчатый топик. Из него сшили цилиндр, который представлял собой целый дом – с крышей, трубой, окном и свечкой. Из фрагмента топика удалось сшить даже галстук.
- С какими тканями вы предпочитаете работать?
- Все зависит от задачи, которая поставлена перед тем или иным спектаклем. Стараемся не закупать чисто хлопчато-бумажные ткани, хотя они экологичные и дышащие. Однако такие вещи быстро портятся, требуют специального ухода. У наших костюмеров будет нервный срыв, если придется постоянно гладить и приводить в порядок костюмы из хлопка. Ведь они могут помяться еще до выхода на сцену. Другое дело синтетические ткани - более выносливые, легко выдерживают постоянную стирку и выглядят опрятно. Конечно, мы дублируем некоторые части костюмов хлопчато-бумажными тканями для удобства артистов, как правило, это лиф у балерин, верхняя часть одежды у оперных певцов.
- У костюмеров очень сложная работа, хотя ее и не видно обычному зрителю...
- У нас минимум костюмеров, а объем работы очень большой – репетиции, прогоны, спектакли... Они. как муравьи, несут и несут новые наряды нашим артистам в гримерку. Одежда требует подхода и внимания. Так, после каждого выступления балетные костюмы всегда влажные, им нужно остыть, проветриться. Рубашки у артистов - порой хоть выжимай. Нужно все разложить, высушить прежде, чем отправить в стирку. И тут возникает проблема хранения костюмов... Могу сказать точно, что костюмером может быть далеко не каждый. Нужно уметь концентрироваться и быстро реагировать. Даже переодеть артиста не простое дело: гольфы, трико, колет, кюлоты, платья, украшения, головные уборы, обувь... Ситуации на сцене бывают разные. Срочные замены – вот когда приходится быстро соображать. Поэтому важно, чтобы специалист владел информацией о наличии тех или иных костюмов на складе.
- Получается, одежду и обувь шьют для каждого артиста?
- Конечно, все индивидуально. А кому бы понравилось надевать чужие вещи или обувь? Для каждого персонажа, артиста хора шьются костюмы, учитывая особенности его фигуры. И очень важно, чтобы им было комфортно. У каждого артиста свои коробки с обувью, подписанные: концертные туфли, черный лак, ботфорты…Обувь, кстати, мы заказываем в сторонней организации. Конечно, иногда используем подбор – это костюмы, собранные из разных спектаклей. И это незаметно для зрителя.
- А что делают с костюмами, спектакли которых больше не идут?
- Здесь два варианта развития событий. Одни ждут своего «звездного часа» и лежат в специальном сундуке в подвальном помещении. А, к примеру, костюмы из оперы «Евгений Онегин» очень востребованные. Часто берем их на другие спектакли и концерты.
- Тем не менее, у костюмов есть какой-то определенный срок жизни?
- Сложно сказать. Например, на заре создания «Царицынской оперы» Большой театр подарил списанные балетные пачки. Многие годы наши балерины выступали в них, сейчас костюмы не используются. При создании нашего музея выставим эти знаменитые пачки на всеобщее обозрение. Им, по меньшей мере, 30 лет, они отлично отражают свое время. Ткани и технологии пошива сейчас другие. Раньше резинки от балетного костюма красили тональным кремом, чтобы их было не видно на плечах балерины. Сейчас мы используем специальные резинки.
- Как художнику, над чем вам интереснее работать – над классическими или современными постановками?
- В нашем театре идут спектакли в лучших традициях классических театральных постановок: «Иоланта», «Жизель», «Тоска»…Условности, минимализм в декорациях использовались, как правило, при ограниченном бюджете. Однако костюмы всегда отшиваются на уровне. Если нет достаточных средств, то выходят «укороченные» версии спектаклей. Мы всегда стараемся приблизиться к классической форме. Правда, есть и эксперименты. Такие как опера «Кармен». Я сторонник традиционного театра, предпочитаю классические постановки, которые есть и всегда будут. Зрители приходят получить удовольствие от зрелища – костюмов, декораций, хореографии, музыки. Им важна и визуальная часть, и режиссерские решения. Каждое прочтение режиссера индивидуально. Однако существует грань, чувство меры, которое не позволяет перечеркнуть то, что незыблемо.
- Бывает, что ваше мнение расходится с точкой зрения режиссера?
- Иногда бывает и так. С этого может начинаться работа. Создание новой театральной постановки – это процесс длительный и созидательный. С одной стороны, у художника есть какие-то свои идеи и он может расширить, обогатить замысел режиссера. С другой стороны, режиссер - ведущий, а художник - ведомый в этой ситуации. В этом и заключается сложность работы художника театра, и в этом, одновременно, прелесть процесса. Новые режиссеры, новые постановки - это вдохновляет и продлевает творческую жизнь.
Справка: Елена Павловская, главный художник, лауреат государственной премии Волгоградской области, член союза художников России.
Новости на Блoкнoт-Волгоград