Новые собственники Волгоградской ГРЭС показали приземленную правду о станции после наделавшего шуму видео
Читайте также:
- «Краны как хищники»: оптимизированную Волгоградскую ГРЭС показали с высоты (12.12.2019 19:37)
- Экс-мэр Волгограда рассказал о крахе бизнеса в случае второго срока Бочарова (24.03.2019 18:02)
- 9 сентября 1942 года - на Сталинградское направление передана 13-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием А. И. Родимцева (09.09.2016 08:17)
Недавний видеоролик, на котором было с воздуха снято разрушение цехов Волгоградской ГРЭС разделил горожан на два лагеря: одни негодовали, что город лишается последнего оплота промышленности, другие быстро согласились с тем, что при оптимизации производства почти вековой давности разрушение отслуживших свой срок строений - явление закономерное. «Блокнот Волгограда» решил разобраться, на чьей стороне правда в этом споре.
И первым аргументом в пользу тех, кто оправдывает оптимизацию, стал тот факт, что нынешнее руководство ООО «Волгоградская ГРЭС» не только согласилось подробно рассказать о происходящем, но и распахнуло ворота предприятия, дав возможность увидеть все своими глазами. Такая открытость — одно из наглядных подтверждений того, что все происходящее на заводе делается в интересах города и горожан.
Место для памяти — в музее
О том, что некогда Сталинградская ГРЭС была главным стратегическим объектом довоенного Сталинграда, здесь до сих пор напоминает многое. Это памятник Ленину и его барельефы в цехах и на зданиях предприятия, массивные въездные ворота с аркой и неукоснительно соблюдающийся с 30-х годов прошлого века строгий пропускной режим. О планах по строительству в городе собственной мощной электростанции сталинградские партийцы заговорили еще в 1926 году. Стратегически важная для города стройка вошла в план электрификации страны ГОЭЛРО, о котором до сих пор пишут в учебниках. Одним из важных стимулов для появления СтарГРЭС был намечающийся мощный рост промышленного производства, потребности которого нужно было обеспечивать энергией. Именно поэтому стройку наметили завершить к 1930-му году, когда планировали запустить и Тракторный завод. Первую очередь станции мощностью 48 тысяч киловатт запустили досрочно, и потребность в производимой ею энергии росла с каждым днем. В последующие два года запустили метизный завод, судоверфь.
В годы войны станцию с особым остервенением обстреливали немцы. Об этих временах до сих пор напоминают изобретения местных умельцев — вертикальные металлические убежища, получившие название «колпаки». В их подобиях во время особенно сильных обстрелов прятались сотрудники главной щитовой, распределявшей энергию. Спустя годы, уже в 50-е годы, в период обострения холодной войны, на станции вспомнили опыт бомбежек и для страховки сварили несколько «колпаков». Сейчас несколько из них уже отправлены в музеи области. Так же бережно новый собственник предприятия отнесся и к архивам завода, в которых хранятся сведения начиная с 1942 года.
Путь к реконструкции
Впрочем, за прошедшие годы в музейный экспонат превратилась и большая часть цехов Волгоградской ГРЭС. Ни для кого не секрет, что с тех пор на территории города прекратила свою работу большая часть предприятий, нужны которых когда-то обеспечивала ГРЭС. Изменились не только потребности в энергии, но и способы ее добычи. Сказались и лихие 90-е, когда российскую энергетику пытались усиленно реформировать. Десятки ученых и исследователей занимались изучением и оценкой событий, произошедших с тех пор в российской энергетике. Они оказались едины в одном: уже к началу двухтысячных годов этого века эффективность электроэнергетики откатилась на уровень 1970 года. За последние пару десятков лет предпринималось несколько попыток увеличить эффективность производства электроэнергии на Волгоградской ГРЭС. В 2008 году ее было решено реконструировать, установив вместо угольных котлов паровую турбину и парогенераторную установку. После гигантской работы, которая была проделана в последующие несколько лет, стало ясно, что и эта попытка провалилась.
Опасная прогулка в прошлое с видом на будущее
Сегодня путешествие по заброшенным цехам Волгоградской ГРЭС сложно назвать прогулкой. Скорее, это приключение, и приключение достаточно экстремальное. Даже там, где не ведутся работы по демонтажу, опасность подстерегает на каждом шагу. У корпусов многих бывших складов давно нет ни крыши, ни части стен. Некоторые здания издалека кажутся достаточно крепкими, а вблизи оказывается, что их стены удерживает лишь стальная стяжка.
В доме технической учебы сохранилась сцена и кресла в зрительном зале. Но повсюду запах тлена и сырости. А в соседней комнате, где в окно приветливо светит солнце и висят портреты передовиков, потолок угрожающе выгнулся дугой. Присматриваешься к стенам и видишь что они изборождены сквозными трещинами, в которых поселилась плесень и грибок. Здание уже опасно. Еще немного, и оно может превратиться в могилы для искателей приключений, для которых так притягательны «заброшки».
Но если во вспомогательных корпусах налицо приметы смерти физической, то в самом масштабном здании, которое сейчас рушат гигантские экскаваторы, все началось с гибели моральной. Когда-то котлотурбинный цех генерировал электроэнергию из угля, который подвозили сюда по ветке железной дороги. Угольные котлы постепенно начали останавливать из-за их неэффективности начиная с 1996 года. В 2016 году тогдашний собственник окончательно забросил дорогостоящие попытки наладить производство электроэнергии с помощью газовых котлов. С тех пор гигантский цех по сути стал медленно ржавеющим экспонатом в экспозиции развития российской энергетики.
Только факты
Нынешние учредители ООО «Волгогрэс» - ООО «Воэс» и ПАО «ВОЭ», за которым закреплена доля в 19% уставного капитала предприятия. Именно таким образом государство сохранило контроль над стратегическим предприятием, поскольку единственный учредитель ПАО «Волгоградоблэлектро» - облкомимущества. Все, что происходит на предприятии, находится под жестким контролем с точки зрения безопасности. Но при этом собственник, принявший объект в конце апреля 2015 года, столкнулся с необходимостью нести гигантское бремя налоговых затрат, связанных с наличием большого количества объектов недвижимости на территории. Так бывает, когда получив в наследство квартиру в центре города, вы вдруг обнаруживаете, что ремонт там не делался сто лет, а сами комнаты до отказа набиты хламом. Ни жить там, ни пускать квартирантов вы не сможете, не сделав ремонт и не выбросив хлам. Но коммуналка за просторную квартиру будет капать солидная. Похожая ситуация, но в гораздо более крупных масштабах, сложилась и на ООО «Волгогрэс», где из-за таких платежей накопилась кредиторская задолженность в размере почти 15 миллионов рублей.
- На сегодняшний день предприятие зарегистрировано как единый энергетический комплекс, для финансового оздоровления которого мы приняли решение о добровольной ликвидации. С одной стороны, активов предприятия достаточно для погашения текущей задолженности. С другой — главная ценность и главный ресурс станции на сегодня — открытое распределительное устройство (ОРУ) и центр управления им. Ни продать, ни ликвидировать его мы не можем ни при каких условиях. Единственный выход — искать возможности снизить затраты и начать зарабатывать, пусть и сдачей земли в аренду. За передачу энергии в месяц мы получаем 1,5-2,2 миллиона рублей в месяц. А расходная часть выходит на отметку в 3 миллиона рублей, в том числе и из-за огромных налогов на недвижимость, которые мы платим за цеха, многие из которых давно превратились в развалины и без нашего участия, - рассказывает руководитель ликвидационной комиссии Роман Харитонов.
На предприятии поступили так, как в обычной жизни сделал бы любой собственник захламленной квартиры. После полной инвентаризации актива было решено оставить только несколько важных и объектов, состояние которых не внушает опасения: несколько складов и автобоксы, административный корпус и разумеется ОРУ и центр управления им. Остальные объекты, ставшие опасными, было решено снести. Процесс этот длится не первый день, является дорогостоящим и оплачивается на деньги, полученные от сдачи демонтированных деталей на вторичную переработку. К примеру, для демонтажа шести гигантских труб турбинно-котлового цеха потребовалось привлекать промышленных альпинистов. По предварительным прикидкам, на полный демонтаж объектов потребуется еще как минимум год. Но интерес к площадкам, которые освободятся после демонтажа, есть уже сейчас.
Жизнь настоящая и будущая
Между тем за всем этим нагромождением зданий скрывается живое и четко работающее сердце Волгоградской ГРЭС — главный щит энергетического центра. Здесь как и 90 лет назад слышно мерное гудение десятков тысяч киловатт электроэнергии и в воздухе витает запах меди. Именно здесь регулируют потоки энергии и обеспечивают ее бесперебойную подачу к жилым домам Кировского района, горбольнице №1, другим объектам социальной инфраструктуры и ближайшего соседа — предприятие «Химпром», вернее, его правопреемника.
И хотя ключевое оборудование станции не раз подвергалось ремонту и реконструкции, именно здесь еще живы переключатели родом из 30-х годов, мраморная панель, на которую выведены приборы, а у пульта круглосуточно дежурят энергетики, обеспечивая контроль за подачей энергии. На сегодняшний день распределительные мощности станции задействованы приблизительно на 30%, и при необходимости могут запитать не один промышленный объект. После окончания реконструкции и демонтажа отживший век производственных площадок территория станет лакомым куском для инвесторов, которые уже присматриваются к освобождающейся территории.
Один из вероятных инвесторов, который уже ведет переговоры с ООО «Волгоградская ГРЭС», - фабрика по производству гофрокартона для пищевой промышленности мощностью 100 миллионов квадратных метров продукции в год. Если сейчас ГРЭС дает работу всего для 30 человек, то новое производство на территории потребует уже 200 пар рабочих рук, при этом средняя зарплата составит около 50 тысяч рублей. После расчистки бетонных завалов на территории ГРЭС будет сохранен не только распределительный центр, но и появится возможность обеспечить всеми коммуникациями и энергией еще несколько производителей, которые, в свою очередь, создадут новые рабочие места. Это значит, что уже в ближайшем будущем наделавшая шума аэросъемка покажет волгоградцам уже совершенно иные виды: вдоль ветки железной дороги и газовых труб протянутся новые корпуса, по территории поедут груженые продукцией грузовики, а на парковке у въезда в главные ворота водители будут биться за свободные места. Сейчас для этого есть все шансы.
Елена Абдулина
Новости на Блoкнoт-Волгоград