«Насильный» аутсорсинг в детских садах и сокращение профессоров вузов: итоги развития образования в Волгограде 2016 года
На фото: жители Волгограда на пикете против аутсорсинга в детских садах
Читайте также:
- Бывшим служащим в Волгограде предлагают вакансии рабочих за копейки: итоги 2016 года (08.12.2016 10:00)
- Двойные начисления и потеря домов УК стали самыми громкими проблемами ЖКХ Волгограда: итоги 2016 года (01.12.2016 10:00)
- Недоделанный мост на Комсомольской и гигантские пробки в аэропорт: итоги 2016 года (24.11.2016 15:39)
- Нехватка врачей и медикаментов стала главной проблемой здравоохранения в Волгограде: итоги 2016 года (17.11.2016 17:00)
Детские сады, школы, техникумы, бывшие институты, сегодняшние академии и университеты – с этими учреждениями связана жизнь каждого из нас. И на протяжении всей жизни нам отнюдь не все равно, что происходит там, где обучаются и самые маленькие ученики, и их «коллеги» постарше.
Какими проблемами и достижениями запомнилась сфера образования волгоградцам в уходящем году? И были ли вообще достижения? Проблем-то точно хватало… Все это выясняли журналисты сайта «Блокнот Волгограда».
Аутсорсинг окончательно лишил чиновников доверия волгоградских родителей
«Экономия на детях» - так назвали волгоградцы самую громкую и скандальную инициативу депутатов, которой чиновники шокировали Волгоград в 2016 году.
Аутсорсинг пришел на кухни детских садов. Несмотря на то, что в Волгограде прошло несколько митингов против частных организаций на кухнях дошколят, в ноябре депутаты городской Думы единогласно одобрили проект, теперь частника-монополиста определит конкурс. И если для чиновников вопрос уже решенный – инициатива законодательно принята, все все рассчитали, подсчитали выгоду, то для волгоградцев все не так однозначно.
По словам председателя общественного движения «Волгоградские родители за права детей» Ольги Чебураковой, новая система питания, которая пускает частника на детские кухни и полностью доверяет ему питание дошколят, вызывает очень много вопросов, на которые пока родителям никто не ответил:
- Как нам в своих ответах пишет департамент по образованию, причина перехода на систему аутсорсинга в «необходимости введения единообразного подхода к организации питания в учреждениях социальной сферы, внедрения единой системы контроля входящего сырья и конечного продукта, повышения качества предоставляемых услуг с привлечением местных товаропроизводителей, решения проблем, возникающих у МОУ с недобросовестными поставщиками продуктов питания», - цитирует Ольга ответ чиновников корреспонденту сайта «Блокнот Волгограда». - Почему это нельзя было реализовать раньше, и какими методами все это будет достигнуто частной компанией – для волгоградцев остается загадкой. И зачем увеличили плату за детские сады? Эти деньги пойдут на какие-то другие интересные нужды?
На фото: Ольга Чебуракова с волгоградскими родителями на пикете против аутсорсинга в детских садах
От ЕГЭ добра не ищут
В 2016 году у российского ЕГЭ юбилей – 15 лет. За это время единая форма централизованного государственного экзамена по 14 дисциплинам претерпела несколько изменений, оттачивалась. Но если по предметам естественно-научного цикла ЕГЭ себя оправдывает, то вот с гуманитарными дисциплинами, особенно с литературой, историей и сочинением, сложности все же возникают и у волгоградских школьников, и у преподавателей, которые этот экзамен проверяют.
Об этом корреспонденту сайта «Блокнот Волгограда» рассказал кандидат филологических наук, доцент ВолГУ Сергей Калашников.
- Проблема в том, что Федеральный институт педагогических измерений, главный разработчик ЕГЭ, стремится к максимальной их стандартизации и однозначности, в то время как и история, и литература – дисциплины, построенные на интерпретациях, что неизбежно влечет за собой различия в трактовках и, соответственно, невозможность единообразного оценивания работ, - объясняет преподаватель высшей школы.- ФИПИ же настаивает на необходимости унификации системы проверки дисциплин гуманитарного цикла.
К тому же, по словам Сергея Калашникова, статистические показатели этого направления стремятся максимально сблизить с показателями дисциплин естественно-научного цикла, чтобы показать жизнеспособность и универсальность самой системы ЕГЭ. Ничего хорошего в этом нет.
У волгоградских школьников, действительно, чаще всего возникают проблемы на ЕГЭ возникают именно с гуманитарными предметами. Большинство школьников, чтобы справиться с этим испытанием, вынуждены прибегать к помощи репетиторов:
- Сдавать ЕГЭ мне было трудно, - рассказывает выпускница одной из городских школ Алена Ветрова. – Чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в университет, мне пришлось готовиться самостоятельно вне школы. Родители в течение года оплачивали репетиторов.
На фото: волгоградские школьники сдают ЕГЭ по русскому языку ( Центральный район, 2016 год)
Вузы Волгограда лишаются уникальных специалистов
В нынешнем году ВолГУ лишился уникального и легендарного специалиста по истории зарубежной литературы не только в регионе, но и в стране в целом — доктора филологических наук, профессора В.А. Пестерева. К сожалению, профессор – не единственный специалист такого уровня, кто был вынужден покинуть занимаемую должность не по своей воле. Волна сокращения в большей или меньшей степени прошлась по всем крупным государственным вузам региона.
Причина сокращений только одна — проблемы с федеральным финансированием. Министерство не может содержать нынешний штат преподавателей, поэтому происходит структурная реорганизация, т. е. укрупнение, кафедр, институтов, вузов в целом, а также повышение нагрузки на ставку преподавателя. В первую очередь сокращения коснулись преподавателей пенсионного и предпенсионного возраста, а это, как правило, наиболее опытные доценты и профессора, за плечами которых 30-40 лет педагогического стажа. Каждый из них к возрасту 55-60 лет достиг высочайшего уровня совершенства в своей профессии. Но профессору и доценту нужно платить больше, чем старшему преподавателю или ассистенту, поэтому сокращения касаются именно этой категории сотрудников. Жаль, но свой опыт 30-40 лет педагогического и научного стажа эти специалисты передать студентам уже не смогут.
Жительница Волгоградской области Олеся Ткаченко, работающая учителем русского языка и литературы, уверена, что потеря таких опытных педагогов неизменно приведет к низкому уровню подготовки будущих учителей.
- Сегодня я считаю себя сильным учителем именно благодаря преподавателям-словесникам, у которых я училась, - уверена девушка. – Эти люди нам передали не только безупречные и уникальные знания своих предметов, но и умение преподносить информацию. Доценты, увы, такому научить не могут в силу маленького опыта. А значит, через 5-6 лет у нас будет поток школьных учителей очень слабого уровня.
На фото: студенты ВолГУ на лекции
Неоспоримые достижения
Следует признать, что в сфере образования в уходящем году были значимые достижения, которыми чиновники могут похвастаться.
Детские сады. В частности, как пояснили корреспонденту сайта «Блокнот Волгограда» в комитете образования администрации региона, по состоянию на декабрь 2016 г. во всех муниципальных районах и городских округах Волгоградской области ликвидирована очередность среди детей в возрасте от 3 до 7 лет. В период 2015-2016 годов введены в строй здания 10 новых детских садов. Финансирование осуществлялось за счет федерального, регионального и муниципальных бюджетов. С начала 2016 года создано 1141 мест в детских садах, из них – 952 места в 5 построенных детских садах (3 – в Волгограде, 1 – в г. Михайловке, 1 – в Палласовском муниципальном районе).
Школьные автобусы. 85 автобусов для перевозки обучающихся получили под конец 2016 года муниципальные школы районов и городских округов Волгоградской области. Обеспечение транспортом проводилось в рамках распоряжения правительства Российской Федерации. На сегодняшний день подвоз более 11 тысяч обучающихся в общеобразовательные организации Волгоградской области осуществляется на 594 школьных автобусах.
Доступная среда. В Волгоградской области продолжается реализация программы «Доступная среда». Она позволяет все большему количеству детей с проблемным здоровьем посещать общеобразовательные школы наравне со здоровыми детьми. Еще в 20 образовательных учреждениях в 2016 году создаются условия для «особенных» детей – в том числе, устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий и многое другое. В программу также входит приобретение специального учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования для таких детей.
Опять будем собирать деньги на ремонт?
Впрочем, почивать на лаврах чиновникам от образования явно рановато. Проблем хватает. И часто они возникают из-за непрофессионализма, элементарной халатности или бездушия все тех же чиновников.
В уходящем году скандал разгорелся вокруг нового детского сада в Дзержинском районе. Официально – сад открыт и сдан в эксплуатацию. А значит, в официальных документах можно поставить галочку. По факту – родители с малышами не могут до него добраться, так как к дошкольному учреждению не сделали ни одной дороги и подъездных путей.
- На открытии 6 июня нам просто всем пустили пыль в глаза, - рассказала корреспонденту «Блокнот Волгограда» жительница Дзержинского района Ирина Ч. - Садик построили, а ни одного подъезда к нему нет, дороги нет, освещения нет, добраться до здания в дождь вообще невозможно. Сад стоит на обрыве, никакого ограждения до сих пор не поставили, уже 4 месяца прошло.
С наступлением осени и зимы ситуация стала совсем плачевная. Родители не могут подобраться к садику. И пока добиться от администрации решения проблемы им не удается.
Случай не единичный. Не будет преувеличением сказать, что в каждом городе и селе нашей области, где есть школы и детские сады, у людей есть претензии к тому, как они функционируют. И эти претензии направлены не в адрес педагогов, воспитателей, нянечек – они-то как раз честно и добросовестно делают свой дело. Вопросы опять к властям предержащим. Опрос жителей, обращения в редакцию показывают, что никуда не ушли от нас и многочисленные «поборы» в школах – на ремонт, охрану, шторы, люстру и прочее. И отсутствие должного ремонта в школах. И многое еще всякого… Однако даже на это дети и их родители готовы «закрыть глаза», если мальчишки и девчонки в надежных руках опытных профессионалов. За любимых педагогов школьники и воспитанники детских садов держатся, любят их. И правильно делают!
И все-таки. Больше всего тех, кто так или иначе связан с детскими садами, интересует, к чему приведет в 2017 аутсорсинг. Узнаем через несколько месяцев…
Новости на Блoкнoт-Волгоград