Любил и хейтил Распутина, гнал бесов, основал кинокомпанию в Нью-Йорке: как иеромонах из Царицына вел людей на смерть
Читайте также:
- Училась на журналиста, стала официанткой на Сейшелах: куда волгоградцев завело высшее образование (25.01.2023 17:03)
- Сложно уничтожить и потенциально опасен? Что волгоградцам надо знать о летящем к Земле астероиде (25.01.2023 16:05)
- Крупная вспышка кори выявлена в цыганской семье под Волгоградом (25.01.2023 14:42)
- ТРК "Европа Сити Молл" продают в Волгограде (25.01.2023 14:22)
- «Аллергия на всех олигархов»: волгоградский казак бесстрашно ответил Пригожину на сравнение Сталинградской битвы с Соледаром (25.01.2023 12:12)
В начале XX века в Царицыне жил яркий церковный и политический деятель - иеромонах Илиодор, который прославился на весь мир. За свои 72 года он успел возглавить Свято-Духов монастырь, завоевать преданность у сотен царицан и получить расстриг; пройти путь от ярого ненавистника Льва Толстого до его преданного фаната; возненавидеть евреев и тут же раскаяться и полюбить их; уехать в Нью-Йорк, основать свою кинокомпанию и сняться в фильме, порочащем его же бывшего друга - Распутина. Все подробно и по порядку о мечущейся личности изложил сегодня, 26 января, "Блокнот Волгоград".
Детство и образование
Сергей Михайлович Труфанов родился в 1880 году в хуторе Большом Мариинской станицы 1-го Донского округа области Войска Донского в книжной семье местного псаломщика. Тут всегда водились книги, а за образованием детей следили.
Юный Илиодор // Gettyimages, Paul Popper, Popperfoto
Маленький Серёжа сначала окончил Новочеркасское духовное училище и семинарию, а после попал в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здесь он возмужал, постригся в монахи, подружился с Распутиным, и с именем Илиодор и начал службу в сане иеромонаха в Волынской епархии.
Григорий Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор // Rene Fueloep-Miller «Der heilige Teufel» – Rasputin und die Frauen») (Лейпциг, 1927)
Жизнь до Царицына
Во время революции 1905 - 1906 годов иеромонах служил в Почаевской лавре. Параллельно писал для "Союза русского народа" и для черносотенной печати.
Илиодор устраивал антисемитские митинги, на которые сходились значительные толпы и призывал народ к погрому, сам тоже не отставал - нападал на высших лиц на государственной и на церковной службе. Прибегал к демагогическим приемам, за счет чего и приобрел значительную популярность в крестьянском населении.
Илиодор выступает перед публикой // "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт"(Глава 1.1). Аудиокнига
В 1907 году Синод запретил ему писать в газетах, но, пользуясь покровительством различных влиятельных лиц, он не подчинился запрету и остался безнаказанным.
Илиодор в сане иеромонаха // "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт"(Глава 1.1). Аудиокнига
Приход в Царицын
В 1907 году владыка Гермоген пригласил в Царицын возглавить Свято-Духов монастырь. Неустрашимый полемист, талантливый оратор и антисемит добился расширения монастыря, несмотря на козни врагов, и очень скоро понравился царицанам. Для этого у него, как у блогера, были свои рабочие методы.
Свято-Духов монастырь до и после прихода Илиодора // "Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов
Любовь царицан: монах-коуч с яркими презентациями и грамотными «разогревами»
Из книги Сергея Иванова нам известно, что Илиодор быстро приобрел среди царицан огромную популярность. Церквушка не вмещала молящихся, и он велел построить деревянный помост, с высоты которого вел свои службы. При этом журналисты того времени постоянно пытались уличить в иеромонаха в проступках, а тот на них гневался.
Илиодор на специальном помосте выстпает перед царицанами // "Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов
Влияние Илиодора на людей Царицына было огромным. На богослужения, особенно праздничные, приходили до десяти тысяч православных. Мало того, что литургии длились по 4 часа, еще и после них люди не расходились, а шли к иеромонаху за беседой.
Илиодор заработал авторитет даже у разбойников Вор-горы (ныне - Дар-Гора) и у жителей соседних губерний. Так, летом 1911 года монастырю дворянка Денисова пожертвовала 200 десятин пахотной земли в Ростовской области, которые ежегодно приносили 3, 5 тысяч дохода (РГИА. Ф. 796).
Деньгами Илиодор пользовался грамотно: часть из них всегда уходила на благотворительность. Например, он устроил беспроигрышную лотерею для погорельцев: в мешок собрал ассигнации разных достоинств и позволил каждому вытащить по одной бумажке: кому-то достался рубль, кому-то тысячи.
Благотворительная акция для погорельцев от Илиодора //"Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов
Естественно, такой аттракцион щедрости приглянулся оставшимся без крыши над головой жителям, и позже многие из них стали самоотверженными последователями монаха. Причем многие были готовы отдать даже больше, чем получили (Например - свою жизнь).
Отметим, что публику Илиодор держал не только харизмой и грамотными «разогревами», но и спецэффектами. Он нанял художника, который нарисовал иллюстрации к его проповедям по истории России. Около 20-30 носильщиков при проповедях иеромонаха несли многометровые полотна на специальных палках.
Празднование Дня святого Александра Невского в монастыре // "Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов
Не гнушался и театрализованных, костюмированных аллегорий.
- Я соорудил дракона, который символизирует революцию, - писал он в воспоминаниях. - Внутри этого дракона я поместил маленьких детей, одетых демонами, и проповедовал, что из этого мерзкого рта выходили демоны разрухи, голода и смерти.
Позже, 15 августа 1911 года, детей в «гидре революции» заменили на солому, снабдили фигуру огненными крыльями с зубами и жалом, обвинили ее во всех смертных грехах и сожгли в овраге у монастыря. Признаться, есть в этом что-то языческое. После - всех желающих угостили колбасой, квасом, конфетами и виноградом.
Любовь и ссоры с Григорием Распутиным
В ноябре 1909 года к Илиодору приехал Григорий Распутин. Это стало подарком для тогдашних журналистов: пресса пестрила статьями о чудачествах Илиодора и его гостя. Печатали, что те высматривали с аэроплана интеллигентов в очках, а после приземлялись и мазали тех краской.
Илиодор с Расптуиным и борцом Заикиным// "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт"(Глава 1.1). Аудиокнига
В это же время, по опубликованным после крупной ссоры с Распутиным самого Илиодора воспоминаниям, Григорий якобы ходил по «мятущимся царицанкам» гнать из них бесов (Прим. Видимо, сокрыт сексуальный подтекст).
Распутин с крестьянами // "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт"(Глава 1.1). Аудиокнига
Распутин несколько раз приезжал в Царицын к Илиодору и сначала Илиодор встречал его как "брата во Христе" и "великого человека", а после – братство куда-то исчезло. Да так, что Илиодор обвинил Распутина в краже иконы Казанской Богородицы из Свято-Духова монастыря, а Распутин доносил на Илиодора Николаю II. Что именно стало яблоком раздора у товарищей - история умалчивает.
Все совсем плохо: чудачества Илиодора в Свято-Духовом монастыре
На тысячную, полюбившую его публику Илиодор стал называть себя "верноподданным работником-миссионером". Яростно обрушивался на Л.Н.Толстого, называя его богохульником, вероотступником, "духовным разбойником", на гласных городской думы за отказ предоставить монастырю дополнительную землю, на редакторов местных газет за публикацию вредных, с его точки зрения, материалов.
Илиодор // "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт"(Глава 1.1). Аудиокнига
За Илиодором установили негласный надзор полиции. Жандармы вели за ним постоянное наблюдение, записывали его речи. Сотрудники Волгоградского архива рассказали, что сохранись записи привода Илиодора в полицию.
Иеромонах занимался исцелением больных и изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол святого и чудотворца. Когда в 1909 году Синод запретил Илиодору служение, Илиодор назвал распоряжение Синода "безблагодатным и беззаконным" и продолжал заниматься делом. Синод постановил перевести Илиодора в Новосильский монастырь Тульской губернии, но Илиодор не поехал.
Илиодор проповедует, архивная съемка // "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт"(Глава 1.1). Аудиокнига
Власти всерьез опасались народных беспорядков, так как верующие заявляли о намерении погибнуть голодной смертью за своего пастыря. Жандармский ротмистр писал в рапорте:
"Я видел слезы у старых жандармов, казаков, городовых и других далеко не слезливых людей. Эта тысячная рыдающая толпа, готовая за своего пастыря о. Илиодора идти, что называется, в огонь и в воду, положить голову на рельсы, заморить себя голодом, производит крайне жуткое, необъяснимое впечатление…" .
Илиодор во внутреннем дворе Свято-Духово монастыря // "Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов
От такой ненормальной толпы народа можно было ждать всяких неожиданностей. Синод наложил на Илиодора послушание: его сослали во Флорищеву пустынь Владимирской епархии на 10 месяцев и запретили читать проповеди. Однако в марте 1911 года иеромонах сбежал в Царицын.
Бегство в Царицын и смерть невинного илиодорца
Илиодор укрылся за стенами монастырского подворья и объявил о своем неповиновении правительству и Синоду. Была осада, на сторону Илиодора встало множество его последователей. Один из них погиб. Это случилось перед Пасхой. Позже на могилу невинного погибшего положили крашенные яйца и освятили их.
Илиодор с последователями возле могилы человека, умершего во время осады // "Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов
На какое-то время Илиодор смог задержаться в Царицыне, но в 1912 году его снова поймали и заточили во Флорищеву пустынь.
Про голодную и кровавую Пасху при монастыре Илиодора писали в газетах // "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт"(Глава 1.1). Аудиокнига
Отречение Илиодора от церкви, новый взгляд на евреев и Льва Толстого
Наказание не усмирило Илиодора. После освобождения он написал Синоду о своем отречении от православной церкви: "Жалко было расставаться со старым Богом, в которого я искренне верил, горячо-горячо и самоотверженно ему служил. Теперь у меня новый Бог, не ваш…".
Илиодор после расстрижения, фото в цвете // "Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов
Илиодор попытался создать новый культ - "Солнца и Разума", основал в станице Мариинской (область Войска Донского) общину "Новая Галилея", начал строительство храма. Отошел от "Союза русского народа". Отрекся от Распутина, особо подчеркнув: "Несмотря на то, что он, Распутин, трижды обещал мне скорый епископский сан и бриллиантовую панагию, изобличаю его", величал его не иначе как "святой черт".
Извинился за свои антисемитские высказывания: "Народ израильский… на тебя я больше всех нападал. Крови твоей я никогда не жаждал, но людей против тебя настраивал…". Изменил отношение к Льву Толстому. В 1912 году он писал: "Прости меня, священный прах великого, равного Христу, Старца, великолепного и блистательного Льва, без меры я издевался над тобой… тайный разум мой соглашался с тобой почти во всем твоем вероучении, но явно разум, наполненный учителями смесью из истины и лжи, восставал на тебя и вынуждал меня бить тебя".
Портрет Льва Николаевича Толстого - Илья Ефимович Репин. 1887. Холст, масло. 124 x 88 см // muzei-mira
Более того, в это же время его Илиодор пережил расстриг - то есть лишился своего церковного сана.
Покушение на Распутина и бегство заграницу
Особенно рьяно Илиодор нападал на власть. За богохульство, произнесение оскорбительных слов об императоре и особах царствующего дома, организацию преступного сообщества неоднократно подвергался преследованию полиции. В 1914 году началось следствие по его делу. К этому времени относится и покушение илиодоровки Феоны Гусевой на Григория Распутина. Об организации иеромонахом этого покушения сообщила газета "День". Илиодор свою причастность к покушению отрицал, но полностью его одобрил.
Григорий Распутин в тюменской больнице после первого покушения на него летом 1914 года, Алексей Щукин // ТАСС
Боясь судебного преследования, он бежал с хутора Большого, где проживал, переодевшись в женское платье, сначала в Петербург, затем через Финляндию и Швецию в Норвегию. Причем он был уже не один, после расстрига у Илиодора появилась супружница. Она сопровождала любимого.
Илиодор в Нью-Йорке - супер-звезда
В 1917 году Илиодор оказывается в Нью-Йорке. Его задача - издать на английском свои мемуары о недавно убитом Григории Распутине "Святой черт".
Книга Илиодора "Святой Чорт" // "Книги времён СССР", Илиодор (Сергей Труфанов). "Святой чорт" (Глава 1.1). Аудиокнига
Мемуары Илиодора печатали в трехстах американских газетах, несомненно, повлияв на представление рядовых американцев о причинах революции в России, а в 1918 году они будут опубликованы в книге под заголовком "The Mad Monk of Russia: Iliodor. Life, Memoirs, and Confessions of Sergei Mikhailovich Trufanoff (Iliodor)."
Книга Илиодора на английском до сих пор продается // abebooks.com
Более того, после он быстро подписывает контракт на съемку кинофильма по его книге с Льюисом Селзником (недавним иммигрантом из России и отцом будущего голливудского титана Дэвида Селзника).
В 1917 году Илиодор снимается в одной из главных ролей в кинокартине "Падение Романовых", премьера которой состоялась в Нью-Йорке 6 сентября 1917 года. Сценарий был основан на рукописи все той же книги Илиодора. Главными героями были, конечно, не Николай и Александра, а "Святой черт" Распутин и "Грешный ангел" Илиодор, которого он сам и играл.
Афиша к фильму с Илиодором // Herbert Brenon Film Studios / First National. Internet Archive
Титры фильма начинались словами "Падение Романовых" и дополнялись припиской "с Илиодором". Для съемок своего первого фильма Илиодор создал даже собственную кинокомпанию "Iliodor Corporation".
Рецензии на фильм, однако, охладили его, появившееся было намерение сделать карьеру в кино, а новости из России были все более невероятными. В конце 1917 года Илиодор возвращается в Россию. По некоторым данным, его первым намерением было поднять религиозное восстание против большевиков, объявив Троцкого Антихристом, но что-то изменило его отношение. В Царицын в 1918 году он вернулся сторонником Советской власти.
Илиодор вернулся из Америки в Царицын и снова снялся в фильме. Уже про себя
В 20-х годах XX века в Поволжье бушевал голод, а в Царицыне работали представители Американской администрации помощи. Эти американцы посетили Илиодора в Рождество 1921 года. Илиодор рассказал им, что был лучшим другом и советником Распутина, настоял, чтобы к нему обращались не иначе как "Mad Monk" (Безумный монах, название его мемуаров). Двое американцев посетили его рождественскую службу и были глубоко впечатлены.
"Mad Monk"// abebooks.com
Кинооператор, работавший на АРА Флойд Таубман посетил Царицын в начале 1922 года и снял Илиодора на кинокамеру. Документальный фильм о Русской миссии АРА был показан в кинотеатрах США, он включал съемку Илиодора, его красавицы-жены и детей.
Новое возвращение в Америку и остаток жизни
В 1922 году, задержавшись в Риге, где Илиодор стал баптистом, а после - сел на пароход до Нью-Йорка. "New York Times" писала: "Трудно предсказать, что он будет делать; но что бы это ни было, это будет ярко и на это стоит посмотреть". В марте 1923 года стало известно, что Илиодор подал заявление на получение американского гражданства.
Кадр из кинофильма «Падение Романовых» 1917 года // Exhibitors Herald (Jun. - Dec. 1917) on the Internet Archive
О его дальнейшей жизни (продлившейся до 1952 года) известно немного. В 1943 году он опубликовал книгу о царицынской блаженной Марфе под актуальным в тот момент заголовком "Марфа Сталинградская" (сегодня Марфу намеревается канонизировать Русская православная церковь), переиздавал книгу о Распутине и регулярно проповедовал в нью-йоркской русской баптистской церкви. Кроме того, некоторое время он судился с кинокомпанией Эл Гилберта из-за ее отказа дать ему роль в своей картине "Пять дней в аду".
Источники:
1. "Свято-духов мужской монастырь в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда", Сергей Иванов.
2. "Вести русскую массу к политической коммуне нужно через религиозную общину". Письмо иеромонаха Илиодора В.И. Ленину (Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации Е.В. БУЛЮЛИНОЙ, И.В. ГАРСКОВОЙ.)
Илиодор (Труфанов С.). Великая Сталинградская Марфа. Нью-Йорк, 1943.
За сотрудничество "Блокнот Волгоград" благодарит государственный архив Волгоградской области и Горьковскую библиотеку.
Татьяна Шмуренко
Новости на Блoкнoт-Волгоград