Трупы вывозят на лодках, а люди постоянно пропадают: как живут на самом большом речном острове Европы
Читайте также:
- Сменила юг России на Санкт-Петербург: эти минусы северной столицы вы узнаете только после переезда (31.07.2024 14:52)
- Хлюпающие маршрутки возмутили жителя Волгограда: "За что мы платим?" (31.07.2024 14:02)
- Самый дорогой вид спорта: наездница из Волгограда раскрыла секреты верховой езды (31.07.2024 12:51)
- Ледяное нашествие уничтожило урожай арбузов под Волгоградом (31.07.2024 13:12)
- Котлован на детской площадке заставляет волгоградцев ходить с замиранием сердца (31.07.2024 10:49)
Волгоградские Мальдивы или остров Сарпинский готовят к превращению в современный центр досуга и отдыха, туристический кластер за 200 миллиардов рублей. Что сейчас представляет из себя эта земля рядом с центром города-миллионника — лакомый кусочек или забытую всеми глушь, кто живет здесь, что они думают о своем существовании на острове, как часто выбираются на большую землю и самое главное: за или против изменений?
В этом месяц редакция «Блокнот» в рубрике «Кому на Руси жить хорошо» расскажет про жизнь и быт на острове Сарпинском в Волгограде.
Наше путешествие на Сарпинский началось от речного порта на Центральной набережной. Щучий проран — предпоследняя островная остановка. Не успел уплыть ранним утром от речпорта, значит, жди полдня или езжай в Кировский район.
Кировский район со стороны Сарпинского, всего каких-то 24 километра от центра города
По пути на остров любуемся видами на город с воды, на центр Волгограда. Угадываются высотки Ворошиловского и даже Советского, частично Кировского районов, пока кораблик огибает Голодный и приближается к Сарпинскому. Всего час в пути, и мы на самом большом речном острове Европы посреди Волги.
География острова Сарпинский
Все хутора (их около 17) на острове расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, один хутор плавно переходит в другой. Самой глухой частью считается середина Сарпинского, с цепочкой озер, густыми лесами и болотами. Позади Щучьего прорана находится хутор Бобыли. То, что выше, тут называют большой деревней. Это островной центр со школой, ФАПом, здесь люди живут, дач нет (место, примерно, напротив Кировского района, остановка «Авангард»). Из деревни дорога ведет к пристани в Кировском районе, в эту сторону обычно ездят на паром.
Потом остров поворачивает в сторону Красноармейского района. За Щучьим прораном находится поселок Песчаное, Лещев, есть несколько дачных обществ.
Смотрите про жизнь на Сарпинском на видео
Дачная жизнь Сарпинского, СНТ «Аврора»
Население острова, тех, кто прописан на Сарпинском, составляет не более 900 человек. Сейчас, возможно, коренных жителей ещё меньше, предупредили нас местные. В основном, время на острове любят проводить дачники. Но это летом, а зимой остров погружается в тишину, в СНТ остаётся только сторож.
В Волгограде очень долго не могли определиться с административной принадлежностью Сарпинского. Долгое время он относился к Светлоярскому району, потом в жизни острова появился Дзержинский район, сейчас — это часть Кировского района.
Других машин на острове не держат, так как дороги только грунтовые
Андрей — не коренной житель Сарпинского, у него есть жилье в Волгограде. В теплое время года он с супругой уже много-много лет живет на острове. Говорит, что для жены, у которой есть проблемы со здоровьем, (она почти не ходит) ему только на Сарпинском удалось создать комфортные условия. Зимой возвращаются в город.
Наш водитель Андрей
Мы садимся в серый «УАЗик» Андрея и он мчит нас по островным дорогам. У волгоградца не прекращает звонить телефон, беспокоят то знакомые, соседи по острову, то супруга. По пути встречаем машину, с которой наш водитель «здоровается» громким гудком.
— Я сам не совсем местный, из Новосибирска приехал, а туда попал в 1985-м по распределения от вуза. Зимой работал в Сибири, получил медали, занял первое место по намолоту зерна. Досталась путевка по городам России, получилось так, что приехал в Волгоград. — Теперь здесь, на острове, нет такого человека, которому бы мне не приходилось оказывать помощь. Даже в 3 часа ночи ко мне идут, стучат. Я понимаю — это жизнь, куда деваться. Встаешь ночью и поехал. Помогал фельдшеру. Пока они оттуда доедут, я уже навстречу еду.
Красоты острова
К сожалению, не все жители Сарпинского оказались такими словоохотливыми как Андрей, (мужчина открытый и очень душевный) не захотели рассказывать о жизни вдали от цивилизации. В день нашего приезда островитяне были молчаливыми и все как один ссылались на крайнюю занятость. Сотрудница местной школы, увидев, что мы фотографируем здание, даже возмутилась, от разговоров наотрез отказалась.
Про заброшенные дома и турбазы
Мы интересуемся у нашего водителя, часто ли местные бросают свои старые дома и уезжают с острова:
— Турбаза старая есть, резиденция господина Сергея Нижегородова. Вы его все знаете. Уже давно просто стоит и все. Ходят слухи, что он пытался выставить ее на торги. Раньше здесь много было турбаз, в 80-е, конец 80-х, 90-е. Стояли у Волги, вдоль берега, да и здесь была турбаза, где Щучий проран. Да тогда и жизнь другая была. У каждого большого предприятия в городе были свои базы отдыха. Ну а потом — все...Надо же это возрождать, восстанавливать, хватит разваливать!
Самым пожилым жителям Сарпинского уже далеко за 80
В советское время на Сарпинском даже пытались возвести панельные дома для островных работников — механизаторов, учителей. Остров развивали, но мечты так и остались мечтами. Эти тяжелые плиты до сих пор лежат посреди деревни. Есть сохранившиеся коробки-недострои. В 80-е жизнь на острове кипела, остров жил, работа была, и очень много (комбайнеры, трактористы, лесное хозяйство) заверяет нас Андрей.
Он и сам рассматривал речной остров в качестве постоянного места жительства, но квартиру дали в Волгограде:
— Раньше здесь были комбайны, скотину держали, было подсобное хозяйство — от завода «Аврора». Тут вообще жизнь кипела! Ходил заводской паром, талончик на него стоил 3 рубля по маршруту туда-обратно, и это даже если с большой машиной.
Так выглядит островной центр. То, что называют большой деревней.
Сейчас на острове есть своя школа, куда ребят каждый день собирает и везет школьный автобус (около 30 детей), свой ветеринарный врач и пастухи, действующая пожарная часть, ФАП. Вся административная часть находится в Кировском районе.
Школа, которую так не хотели, чтобы мы ее фотографировали. Позади находится ФАП
За разговорами мы не заметили, как Андрей вывез нас к пристани, куда волгоградцы приезжают со стороны Кировского района. Тут остались руины от некогда бывшего кафе, чуть выше, за забором, стоят развалившиеся, полусгнившие деревянные домики той самой турбазы.
Остатки турбазы. Ощущаешь себя, как в джунглях
Попасть на территорию нельзя, она огорожена колючей проволокой. Если идти, то только вдоль забора. И то — с трудом, через бурелом. Вероятно, здесь когда-то была тенистая зеленая зона с выходом на пляж. Сегодня от всего этого ничего не осталось. Еще совсем недавно, утверждает Андрей, на турбазу можно было пройти:
— Вот я и говорю — место красивое! Сейчас лето, люди приезжают. Отдыхающих должен быть не один катер, их бы наоборот добавили, расписание другое сделали, а тут...
«Успел переехать — счастье»
Перебраться на противоположный берег, в Волгоград, здесь часто называют по-простому, поехать в город. При нас на остров прибывает паром. Машины медленно съезжают и друг за дружкой отправляются вглубь Сарпинского. Паром — это одновременно и радость, и головная боль всех островитян. Он же единственная связь с большой землей, если нужно уехать с Сарпинского на машине. Судно делает до четырех рейсов в день. По понедельникам, вторникам и четвергам паром не работает. Самое худшим для островного жителя считается опоздать или не попасть на паром.
Единственная связь с большой землей сегодня
Чтобы уехать на остров, например, в выходной день, со стороны Кировского района придется занимать очередь, и стоять в ней с 05:00 утра. Не факт, что будешь первым. А отправится паром на Сарпинский только в 07:20. Последний рейс у парома в 18:00 вечера. Путь по Волге занимает около 15 минут:
— Опоздал — езжай ночевать на дачу! А успел переехать — счастье. Если грязь, так сюда никто даже не едет. Сильный ветер — он тоже не работает. Двигатель слишком старый. Так, детская игрушка. Отрезаны-отрезаны мы от цивилизации. Единственное вот это «корыто» плавает. Помню, он еще в 90-е в области ходил по Дону, а как пригнали — сделали частным. Билет до сих пор по заказу. Скажешь — чек даст. По карточке оплату не принимают.
Машины поехали вглубь острова
— Видите, сколько плит бросили?, — показывает нам Андрей на паромный съезд. — Когда завода «Аврора» был, тут и горы щебня лежали. Это их так местные разложили, сами, чтобы хоть что-то было вместо дороги.
Про дороги
Андрей почти сразу после знакомства принялся рассказывать о самом наболевшем — в том числе о дорогах. Ни одной асфальтированной на Сарпинском не найти, все вокруг сплошная грунтовка, которая весной и осенью превращается в грязевое месиво. Вероятно, появились еще во времена лесничеств. Без машины на острове не выжить, объясняет мужчина. До сих пор существуют дорожная сеть, по которой, как заверил нас Андрей, можно проехать через весь Сарпинский и оказаться на стороне Красноармейского района. Но это будет далековато, предупреждает он. Там находятся только дачи и никто не живет:
— Отсюда, как я говорю, никуда не сбежишь.
Та самая дорога, где зимой утонула скорая
Мы тут же задаем ему встречный вопрос — что он думает по поводу того, что из Сарпинского хотят сделать дополнительный район Волгограда, построить на остров мост:
— А я только за! Просто — за! Хоть что-то мои внуки увидят, ладно я не увижу уже этого, но хоть будет что-то для ребятишек, для будущего. Сейчас мост был бы, раз — и в городе! А это паром ждешь-ждешь, придет, все — полный, 13-15 легковых машин берет от силы. А без машины здесь, конечно, делать нечего. Особенно — в моем положении, супруга практически не ходит. К зиме с дач все разъезжаются, остается только один сторож. У него тоже машина есть, «Нива». Да тут только на внедорожнике или на такой, как у меня. Машину сломать, глушитель оторвать — две секунды, поэтому я «УАЗик» и держу. Раньше ездил на «Волге», а дочка пыталась приезжать на Ford.
Рады бы уехать, да некуда
С утра рядом с пристанью Щучий проран открывается мини-рынок, на берегу очень оживленно. На самодельных прилавках люди продают яйца, молоко, рыбу, овощи, все свежее. К обеду ничего этого здесь уже нет. На Сарпинском есть несколько продуктовых магазинов и что-то по типу некрупных киосков. Андрей сразу нам озвучивает, что предпочитает выбираться за продуктами в город:
— Так, бывает иногда ходим и в местные магазины...
Наш рассказчик уверен, если не предпринимать ничего, остров вымрет окончательно, и тогда здесь, скорее всего, останутся одни дачники. Эта категория людей как раз, отметил Андрей в разговоре, в основном всегда выступает против преображения Сарпинского. Местные намаялись, как правило, рады бы уехать в город, если бы у них было жилье, но некуда. Дорого домик на острове без цивилизации продать практически нереально, да и некому:
— Вот одни говорят: «Загадят-загадят, рублевок своих понастроят!» Кто загадит? Зато жизнь будет, все будет. Пускай люди жить начнут, а не везти ребятишек в школу и трясись за них. Конечно, надо менять жизнь в лучшую сторону. Ну что же мы живем, как в 13 веке даже не жили?, — категорично заявляет волгоградец.
На Сарпинском много брошенных машин
В это время мимо нас продолжают проноситься нетронутые рукой человека ярко-зеленые опушки и рощи, видим мирно пасущийся табун лошадей. Андрей напутствует: лес здесь действительно шикарный, зайдешь и обязательно что-нибудь найдешь. Особенно — по осени.
Но жизненные проблемы продолжают диктовать свои условия. Этой зимой на Сарпинском, по рассказам местных, был случай с крепко застрявшей в грязи посреди леса скорой. Больному требовалась срочная медицинская помощь. Пока он ждал, утонувшую машину пыталась вытащить «пожарка», в итоге сама увязла. Машины собрались в кучу. Этой историей сильно заинтересовались в компетентных органах, дороги стали отсыпать песком.
Почему похороны на Сарпинском напоминают обряды викингов?
Если на острове умирает кто-то из местных, проводить человека в последний путь очень непросто. Тело умершего перевозится на лодке. Лодка с телом плывет в сторону нового погоста на Сарпинском. Есть здесь и старое кладбище, но на нем больше не захоранивают. Перевозить в город порой бессмысленно, тем более, если человек всю жизнь прожил на острове:
— Куда их девать? В городе не похоронишь. Там некому ухаживать. Услуги заказывать похоронные — я даже не знаю, как это делается. Кто-то заказывал, приезжал паром с той стороны, тут перегружали. Как-то зимой перевозили на лодке двоих. Другие ребята заказывали машину, потом тоже на лодке перевозили, потому что у парома как раз выходной был. А если спецрейс заказывать — это же вообще невыносимо. В тысяч 20 обойдется, — рассуждает Андрей.
Умерших вывозят с острова на лодке. Она плывет к новому кладбищу
Мужчина на своей машине и сам очень часто помогает вывозить трупы с острова. Если попадается такое место, где его «УАЗ» не проедет, в путь отправляют трактор. Умершего кладут в ковш.
— А я тут частенько только трупы и вывожу, больше вывозить нечего. Да, кладут в ковшик, а что тут такого?, — спокойно ответил на наше удивление Андрей. — А в конце 80-х- 90-е, еще интереснее было. Лист металлический за машину цепляли и тащили труп на берег, там уже окунали в воду.
Быт жителей Сарпинского
Сложности с организацией похорон на острове озвучил нам и другой житель — Алексей. Жители Сарпинского, дачники, ранее якобы неоднократно становились свидетелями того, как теплоход вместе с обычными пассажирами забирал с собой на большую землю непростой груз.
Житель Алексей
— Нос же ограниченный, он им втыкался и поперек носа — гроб. Мы (пассажиры) его перешагивали. То есть, с перевозкой умерших все вот настолько не очень хорошо. Но вот если говорить про мост — зачем он нужен, ради 1500 тысяч человек? Тут будет самый натуральный гадюшник. В Ростове есть остров Зеленый, туда появился мост и острову — хана. Почему вы считаете, что у нас нет цивилизации? Дороги мы бы, конечно, хотели видеть, магазины бы хотели крупные сетевые, нормальные. Турбазы, пионерские лагеря пускай будут. Мост не нужен ни в коем случае. Это ведь заповедная зона для многих-многих животных. Все озера закатают в бетон, поставят аквапарки и что будет здесь с природой? Пока труднодоступно — природа живет. А так мы лишимся девственной природы. И Царицыном не надо его называть, ну какая тут администрация на такое количество жителей? Вот сельхоздеятельность вести — да. Но это должен быть кооператив какой-то, на развлекалове мы тут не заработаем. Все уборщиками пойдем?
А что же по поводу криминала?
Резонансных происшествий на Сарпинском не помнят. Если что-то и происходит, то подробности разлетается молниеносно. Был как-то редкий и единственный случай, в прошлом году произошло двойное убийство. С тех пор — тишина.
Типичная островная дорога
Можно ли заблудиться на Сарпинском, задаем мы еще один любопытный вопрос нашему сопровождающему. Оказывается, люди, грибники теряются на острове постоянно:
— О-о-о! Сколько случаев! Особенно — бабушки. Приезжают за грибами (тут же по осени грибов сколько, природа обалденная) и все.
Остров, где часто пропадают люди
Около четыре-пяти лет назад на Сарпинском велись активные поиски пожилого мужчины. Искали пенсионера везде, где только можно. Тело так и не нашли. Нашли, да другого, естественно, труп, поделился с нами Андрей:
— Были у нас и другие поиски, вот как стало человеку, видно, плохо в жару возле дороги, так и остался лежать. Опять труп.
«Может, хоть заживем здесь по-человечески?» — местные жители про мост и развитие
Водитель электровоза, местный житель признается, что ждет-не дождется хоть каких-то изменений на острове:
— У нас проблема только одна — катер и паром. Все. Плохо ходит и очень дорого. Чтобы на пароме переправиться на ту сторону, это сколько надо денег? Ждем-не дождемся, когда начнется это развитие. Сел, поехал, приехал, да того же хлебушка свежего купить, что хочешь. Магазины только на дачах, если видели. Без моста здесь жизни нет. Будет мост — будет жизнь. Может, хоть заживем здесь по-человечески? Я здесь с самого детства, родился, уезжал, но вернулся.
Мост нужен, уверен житель
А природа острова, озвучил наш собеседник, уже пострадала и без вмешательства. Деревья последние несколько лет сильно недополучают влаги и засыхают. Этот же мужчина подтверждает, что местное население давно вынуждено покидать остров, бросать дома, работы как таковой на Сарпинском нет, инфраструктуры, мест, где провести досуг, тоже. Жизнь заставляет перебираться в город. Некоторые уехавшие стараются возвращаться на Сарпинский летом, приезжают на дачу. Самым пожилым жителям острова уже за 80 лет. Молодежи — единицы. Школьников, и того меньше. Водой пользуются из скважин, мечтают, чтобы провели газ. Отапливаются дровами, есть электричество, поэтому еду готовят на электроплитах либо завозят газ в баллонах. Цены в магазинах, как и везде, что-то дешевле, что-то вынуждены покупать дороже. На островную медицину пожаловаться с одной стороны оказалось трудно, врач обязательно приедет, но все зависит от состояния дорог.
Газа на острове нет, только электричество и дрова
Второй местный житель, который согласился пообщаться с нами, говорит, что чиновники радуют остров своими визитами очень и очень редко. Он тоже озвучивает проблему выбраться на большую землю, говорит про отсутствие газа и не верит, что когда-то на острове можно будет в полной мере наслаждаться комфортной жизнью:
— Приехал ты вовремя, по расписанию, а машина...не вмещается! Значит, жди следующего рейса, их четыре в день, вот и думайте. Есть еще одна проблема — скотина часто ходит без пастуха. Мы заброшенные, никому ненужные. Раньше у нас администрация здесь была, а теперь ездим в Кировский район. Я помню, если отец уезжал за какой-нибудь справкой, так это занимало двое суток. Ездил аж в Калачевский район. Мы принадлежали и к Калачевскому району, и к Дзержинскому, и к Среднеахтубинскому. И в Светлом Яру были, в Кировском — два раза, в Красноармейском — два раза. У меня в свидетельстве о рождении написано Среднеахтубинский район, у жены — Красноармейский, — говорит о жизни на Сарпинском еще один местный житель. То, что цивилизация в скором времени придет на остров, мужчина, признался, что не верит.
Николай когда-то развозил по острову свежий хлеб
— Вряд ли она когда-нибудь придет. Я не верю в это, что за столько лет возьмутся за остров. Газа нет. На очистных сооружениях есть, а у нас — нет. Тут всего 8 километров трубы протянуть. Но никому это не надо. А дрова когда-никогда, но заканчиваются. Газ крайне необходим здесь, баллонов не навозишься! Раньше сюда приходила машина с газом, а сейчас что?
Еще немного островной жизни
Немного погодя, местные начинают говорить про «калмыцкий угол». Такой находится, как пояснил Андрей, как ехать в сторону Красноармейского района. Не так давно в этих местах хотели работать корейцы, планировали взять землю аж на 49 лет, но им так ничего и не дали. Иностранцам пришлось уехать ни с чем:
— Это даже деревней не назовешь, хотя условия хуже, чем в каком-нибудь селе или деревне. Дачники живут лучше, чем они здесь. Но как говорят чиновники, остров относится к городской черте, цены за свет как в городе. Этот остров, едешь-едешь, конца и края ему нет. Огромный, а толку нет. На себе не натаскаешься, был бы еще помоложе, а так, — комментирует мнение местных жителей Андрей.
Место, где верят в клад Степана Разина, а дачники своими руками губят природу
За время существования Сарпинский оброс разными легендами. Нам тоже стало интересно — какими. Во время войны, рассказывал кто-то Андрею, здесь проходила дорога и каким-то образом вела сразу в Ленинск. По ней даже ездили полуторки. Одна из самых популярных легенд про клад Степана Разина:
— Дело в том, что никто не знает, где он зарыт. Да таких людей, наверное, нет, кто бы знал хотя бы примерное место, в какую сторону идти копать. Все вроде говорят про него, про этот клад, да и все и на этом. А так остров этот испокон веков. Местные поговаривают, что тут даже ссыльные когда-то жили.
Коров на острове больше, чем лошадей
Единственное, что его интересует, признался нам Андрей в разговоре, как выглядел остров в то время, когда не было плотины ГЭС. Самые сильные паводки здесь до сих помнят в 1979-м и в 1991-х годах. Поговаривают, что жителям деревни приходилось въезжать на лодках в собственные крыши. Якобы дома полностью скрывались под водой. И больше подобных паводков никто никогда больше не видел.
Дачники — их на Сарпинском очень много
Особенных туристических маршрутов местные жители вспомнить при нас не смогли. Где-то растет какой-то необычный дуб. В основном волгоградцы продолжат приезжать на Сарпинский ради умиротворяющей природы, отдохнуть от города, подышать свежим воздухом.
Братская могила на Сарпинском, хутор Песчаный
— А что тут? Такого ничего нет. Может быть, что-то бы и построили под старину по типу Казачьего куреня. Но никому ничего не надо, — приходит к выводу мужчина. — Вот под этим кустом грязь — явно дачник шел! Готово! Чуть до пароходика не дошел!
Дачники тоже часто бросают здесь то, что когда-то так любили
Едем в сторону деревни Зайчики. Андрей рассказал историю, как некто попытался провести воду в их СНТ Для этого, наплевав на все природоохранные структуры, прокопали русло естественного водоема и тем самым внесли в природу острова полный хаос. Озеро превратилось в грязную лужу. Понес ли кто-то за это ответственность — неизвестно.
Испорченное озеро
— Сюда спокойно заходила вода из Волги. Сколько ей надо, столько и заходило воды. Взяли и начали копать. Вода пошла, но образовалась глубина, раньше она была одинаковой. Вода из озера стала потихоньку уходить. Вот теперь, когда успеют тут что-то засыпать, то в озере еще получается сохранить воду. И в Первом Песчаном у людей в колодцах из-за этого уже нет воды. А дороги здесь не было никогда, это так успевают засыпать, когда вода скатывается. Тут обе деревни, одна из них за лесом, были отрезаны друг от друга озером. Сюда, чтобы приехать, надо было сделать крюк, а теперь вот так.
Завораживающие островные пейзажи
А вот мы и в Зайчиках. Дорога ведет через дачи с посадками. Андрей говорит, что в этом году здесь огромные проблемы с поливом, будущий урожай засыхает. Так мы оказываемся на окраине СНТ с заброшенными крохотными домиками у живописного озера. Вовнутрь можно заглянуть через окно. Все, что можно было забрать, отсюда же давно забрали, но тут все равно грязно, лежит кем-то разобранный старый телевизор с кинескопом и другой хлам:
— Трупа нет?, — в какой-то момент кричит нам Андрей. Трупа в брошенных домиках не оказалось...
Вымотанных на дикой июльский жаре и без сил нас обратно на большую землю вместе с огромной толпой дачников забирает кораблик. И вот уже снова ступаем по каменным джунглям. Хочется есть и поскорее в душ.
На дачных окраинах стоит тишина
Речные острова, превращенные в волгоградские Мальдивы, по задумке дадут мощный рывок для привлечения путешественников в регион. Все это должно помочь вывести Волгоградскую область к 2034 году к амбициозному количеству туристов — 5 миллионов человек в год. Планы преображения островов Сарпинский и Голодный уже оценили в 200 миллиардов рублей инвестиций. Сейчас статус работы над застройкой острова Сарпинского находится на этапе подготовки мастер-плана. Заповедной зоной хотят оставить южную часть напротив Красноармейского района, в центре острова планируется разместить деловую застройку и детский кластер.
Кировский район, как на ладони
Коровы на Сарпинском встречаются повсюду
На паром не всегда помещаются все машины
На остров Сарпинский ездила Анна Фомиченко. Больше новостей про Волгоград — в нашем телеграм-канале. Подпишись!
Новости на Блoкнoт-Волгоград