Краеведческий музей,
сегодня, 16:38
Куда пропали верблюды из Волгограда и как это связано с фурами
Читайте также:
- Белорусская делегация назвала опыт организации школьного питания в Волгограде передовым (сегодня, 16:20)
- Волгоградцы прыгают через горячую лужу, чтобы попасть в квартиры (сегодня, 15:36)
- Волгоград 28 ноября накроют дождь, туман и мокрый снег (завтра, 05:00)
- Мужчину спустя 21 минуту после смерти вернули к жизни под Волгоградом (сегодня, 13:01)
- Кипятить мутную воду призвали жителей Волгоградской области после двухдневного отключения (сегодня, 11:09)
Сегодня верблюд ассоциируется у нас с чем-то экзотическим, на улицах Царицына и Сталинграда эти животные были...практически рядовым явлением. Факт существования кораблей пустыни когда-то в нашем городе подтверждают, опять же, архивные снимки. А что видим сейчас? Эти дороги и пути бороздят не только современные комфортабельные машины, премиальные иномарки, но и фуры.
Зачем же так долго использовался труд верблюдов еще в нашей местности? Правильно, тяжести нужно было перевозить всегда, а средств и способов явно не хватало.
Краевед Роман Шкода упоминает, что в 50-60-е годы двугорбые практически исчезли из нашего города. А до это работали наравне с лошадьми. Согласитесь, какую щедрую порцию эмоций вызвал бы сейчас горделиво шагающий по улицам миллионника верблюд! Но их нет.
Разбомблённый Сталинград и верблюды
Действительно, верблюдов можно сравнить теперь только с определенным видом транспорта. Так, Шкода приводит ценные данные из заметки газеты «Волго-Донский листок», в которой говорилось, что в декабре 1884 года, после Рождества в Царицыне установились двадцатиградусные морозы. Для верблюжьих караванов эти морозы не были помехой. А приходили они к нам в город, в основном, с южных направлений.
Газета писала, что в том декабре выпало не очень много снега, это не представляло особых затруднений для многочисленных обозов, шедших со стороны Астрахани с рыбой и другими товарами. А состояли эти обозы в большинстве случаев из саней, в которые были впряжены верблюды. Даже в ту пору картина с рядом громадных животных, идущих одно за другим, выглядела весьма оригинально. Необычно смотрелись животные и на фоне степи. Уже тогда те, кто приезжал в Царицын удивлялись и любопытствовали. Царицынские журналисты озвучивали, что верблюды были на тот момент рабочей силой, отличающейся выносливостью в пути, могли поднимать огромные тяжести. И беспокоились их постепенным исчезновением с лица земли из-за нерационального, небрежного ухода, заболеваний. Несмотря на эти опасения, верблюды в Царицыне в качестве тягловой силы просуществовали еще более полувека.
Так, один из редчайших кадров родом из Царицына — верблюд на Скорбященской площади . Рядом с ним стоят повозки, нагруженные сеном и коробками. Сегодня это место, опять же, по упоминаниям краеведа, Комсомольский сквер, рядом с современным НЭтом.
Сейчас расстояние от посёлка Чапурники до центра города Волгограда по привычным нашим дорогам составляет 39 километров. В Царицыне это расстояние приходилось преодолевать на верблюдах. На царицынские базары таким образом везли помидоры. Так, например, чтобы найти это салатное угощение, нужно было всего лишь отыскать мирно стоящих верблюдов.
В июне 1983 газетчики сообщали уже о другом, о том, что 23 июня планировался «Праздник состязаний», а показать зрителям обещали в том числе езду на верблюдах. Впрочем, писали, что публика сильно пожалела, что пошла на это мероприятия, но это уже, как говорится, другая история.
Сохранились и другие описания огромных верблюжьих караванов под Царицыном в конце XIX столетия, в начале ХХ верблюды продолжали оставаться обычными для Поволжья тягловыми животными.
Дубовка в период Царицына
Невероятно огромную службу эти животные сослужили под Сталинградом во время войны, тяжелейших боев, когда лошадей в астраханских степях не осталось. На Дону, Кубани, в Калмыкии — везде засели фашисты. Помощь пришла в виде верблюдов, которых прислали из Казахстана, Туркмении, имелись и практически «свои», астраханские. А нужны были они, чтобы тащить артиллерию, обозы вместо лошадей, машин и тракторов. Некоторых верблюдов обучали носить упряжку, возить полевую кухню, тащить оружие, вес которого превышал тонну. Три пары коней для пушек заменяли две пары верблюдов, перевозки осуществлялись на внушительные расстояния. Пара таких кораблей пустыни в военное время заменяла грузовик, и, кроме того, животные могли не пить до пяти суток, в пищу употребляли сухую траву, найденную на бездорожье.
Мы уже писали, что в 1942 году в сталинградских степях вермахту пришлось столкнуться с новым «секретным оружием» — верблюдами. Как раз тем летом и начался массовый «призыв» верблюдов в боевые и тыловые части Красной армии, бои развернулись в местах их исторического проживания, враг прорывался к Волге, Дону, Кавказу. Наиболее массово верблюды использовались в 28-й армии, которая на тот момент срочно сформировалась в районе Астрахани, чтобы прикрывать каспийское направление. Это была так называемая резервная армия, укомплектованная пушками. Кстати, фашисты называли этих животных «русским танком» — бродили по полю битвы и добивали раненых верблюдов.
На черно-белых фотографиях можно рассматривать тех самых верблюдов, которые помогали нашим бойцам не только в военное время, но уже и после. Это фото с разрушенным на фоне зданием железнодорожного вокзала с верблюдом датируется 1947-м годом.
Есть фото и 1943 года, обнародованное музеем-заповедником «Сталинградская битва». На кадре — лагерь военнопленных на окраине Сталинграда, СталГРЭС. Сегодня это часть Кировского района. И здесь снова стоят гордые и такие невозмутимые запряженные в сани верблюды. Так военнопленные перевозили грузы.
Сегодня — часть Кировского района
Это фото также датируется 1943–1947 годом. На обозах с сеном, запряженных верблюдами, на фоне разбомбленного города, сидят люди. Возможно, таким образом вывозили в том числе мирных жителей.
Самыми прославившимся верблюдами из Сталинграда считаются верблюд по кличке Кузнечик, Яшка, а также Машка и Мишка. Кузнечик был двугорбым верблюдом из Казахстана, использовался 308-ой стрелковой дивизией в составе 1-й гвардейской армии Красной Армии для перевозки пищевых продуктов и даже служил ориентиром для солдат, потому что его было видно на большом расстоянии. Позднее данную дивизию переименовали, она активно принимала участие в Сталинградской битве, участвовала в освобождении города Орёл, Операции Багратион, освобождении Белоруссии, в Восточно-Прусской Операции и, наконец, в Битве за Берлин. Что касается Кузнечика, то он следовал за военными на всем пути в Берлин. По одной версии, его привели к Рейхстагу, по другой — он погиб в одной из бомбардировок. Что касается Яшки — то этот верблюд был призван на службу из калмыцкого села Яшкуль. И тоже, по рассказам, дошел до победы. По легенде его грудь украшали немецкие ордена, чуть ли не целый ящик. В итоге потом решили водрузить плакат «Астрахань — Берлин».
В 2010 году в городе Ахтубинске Астраханской области в честь верблюдов, дошедших до Берлина, открыли памятник. Его авторами стали волгоградские скульпторы: Петр Солодков, Вадим Жуков и Василий Марин. Изображены здесь верблюды Машки и Мишки в попонах «Астрахань — Берлин» и названиями городов, через которые пролегал их путь к победе. Оба верблюда встретили победу в Берлине, а оказались «призваны» из поселка Нижний Баскунчак. По рассказам людей, знавших эту экзотическую парочку, Мишка был спокойным, а Машка — с норовом. Вместе с людьми, сражавшимися на берегах Волги, Мишка и Машка бок о бок прошагали тысячи километров по земле России, Белоруссии, Польши. Так и дотянули пушку до самого Берлина. Есть быть точным, то они прошли 3000 километров. После победы двугорбых разместили в берлинском зоопарке, а затем отправили их на заслуженный отдых в Москву.
Верблюд по кличке Мишка
В этому году в музее «Память» (входит в музей заповедник «Сталинградская битва») проходила выставка «Животные на войне», которая рассказывала о воинских соединениях, использовавших братьев наших меньших. Мы подробно писали на нашем сайте про собак-смертников. Однако музейные сотрудники на выставке не обошли стороной в том числе и верблюдов, отмечая исторический факт: верблюды трудились для нужд фронта в любую пору суток, из-за недостатка лошадей применялись как транспортные средства, перевозили немало грузов, а еще их безмерно любили бойцы.
Верблюды исчезли с улиц нашего города после войны вполне по логичной причине. В мирное время, да еще и в связи с развитием машиностроения, с техническим прогрессом, их помощь больше, вероятно, не требовалась. Впрочем, история об их исчезновении как-то тактично умалчивает. Хотя в 60-е на будушей «нулевке» еще можно было увидеть лошадь. Сейчас верблюд относительно сравним разве что с полноценным грузовиком или фурой, коих через наш город проходит немало. Хотя, как известно, в наше время с непринятой посылкой из маркетплейса не набегаешься, вот и приходится бороздить просторы уже других кораблям — железным.
Представить сегодня в таком потоке верблюда — трудно. А фуру — вполне
Больше новостей — здесь. Подпишись на наш телеграм-канал.
Ирина Рассказова
Новости на Блoкнoт-Волгоград