Если ребенок не научится жить в коллективе, он будет несчастен всю жизнь, - директор волгоградского лицея № 5
Читайте также:
- Самые талантливые дети появляются в бедных семьях, - тренер сборной Волгоградской области по плаванию (15.04.2018 11:52)
- Войти в хранилище с засекреченными документами могут только несколько человек, - директор Волгоградского госархива (10.04.2018 23:13)
- В селе много водки и много невероятно сильных мужчин, - чемпион ММА из Волгограда (20.03.2018 23:15)
- Мы сбрасываем в «голодную» Волгу корм, а нас еще и штрафуют, - директор Волгоградского осетрового завода (04.03.2018 22:07)
«Особенность» в этой школе чувствуется сразу, как только заходишь в помещение лицея. И не потому, что здесь дорогой ремонт - ремонт как раз самый обычный и даже местами очень старый. Но когда в учительской ребенок говорит педагогу: «Я не могу сейчас позвонить отцу, у него же там заглушки стоят, сотовый не работает», понимаешь, что ты не в простой школе.
Лицей № 5 города Волгограда вырастил не одно поколение детей депутатов, бизнесменов и даже губернаторов и мэров. Считается, что все самые крутые дети учатся здесь.
Сегодня в рубрике «Лица города» директор престижной школы Лариса Тропкина рассказывает, как посадить за одну парту ребенка депутата и уборщицы, почему полезно ставить родителей на место и за что она любит молодых педагогов.
- Лариса Александровна, сегодня всех потрясло очередное ЧП с нападением на школьников. На этот раз в Башкирии. Что происходит со школой, с детьми, с нашим образованием? Эти все учащающиеся случаи случайность или какая-то закономерность, тенденция?
- Я недавно где-то прочитала, что мы живем в век четвертой технической революции. С другой стороны, люди, занимающиеся девиантным поведением, как раз сейчас говорят, что любая революция приводит к беспризорности. И вот здесь у меня как-то совпали пазлы. Революция техническая и беспризорность у нас сейчас сетевая. Наши дети сейчас уже всеми признаны как беспризорные в сети интернет. Что они там делают, как они там общаются? Это очень сложно отследить. Я сейчас приехала из Москвы, и знаю, что там очень серьезно занимаются этим вопросом. То есть во время учебы невозможно увидеть ребенка, гуляющего по городу. Если это происходит, то разбираются серьезно, выясняют, кто виноват.
Департамент образования наблюдает через камеры, что происходит в школах. Например, идет урок физической культуры, и дети, которые освобождены от физической культуры, они не в зале, а где-то в школе. Звонок из департамента. Почему у вас беспризорные дети ходят по школе? Понимаете, какая серьезная опека? Это и есть профилактика вот этой беспризорности, потому что родители, вроде бы, и смотрят - ребенок не пьет, не гуляет. Раньше это гулянье было основной проблемой: где они гуляют, что они там делают. А сейчас он сидит дома, он не гуляет, но с кем он общается, какие на него люди выходят, кто на него воздействует, никто не знает. И вдруг в одночасье ребенок начинает быть агрессивным, забывчивым, у него падает успеваемость. Что такое? Начинают смотреть переписки, а там и угрозы, и шантаж, и что только ни бывает. Вот это сейчас очень большая проблема беспризорности именно в интернете, и я считаю, что проблема агрессивности детей идет оттуда.
- А как ограничить пользование гаджетами, и удается ли это школе? Это же сложно?
- Да, это очень сложно. Здесь нужно договориться всем нам - взрослым, чтобы были одинаковые требования. Здесь должны быть какие-то нормы. Пусть это будет не нормы, прописанные в законе, а хотя бы нормы этикета, который должен меняться в связи с требованиями времени. Есть даже такая шутка - с какой стороны класть телефон во время обеда? Справа или слева?
- А у вас в школе есть такая проблема? Приходится постоянно детей возвращать из виртуальной реальности?
- На уроках пользоваться телефонами запрещено, а во время перемены дети сидят на диванах, достают телефоны, играют, все в них смотрят. С одной стороны, это решение проблемы дисциплины. Сейчас дети не бегают по коридорам, как это было раньше.
- Они сейчас, к сожалению, и по улицам не бегают…
- Да, и по улицам не бегают. Они стали менее подвижны. Хорошо все-таки, что есть три часа физической культуры, что есть спортзалы, где дети хотя бы временно забывают о гаджетах и занимаются спортом. Спорт - это вообще спасение, потому что дети любят играть в футбол, волейбол, и они забывают при этом о гаджетах. А запрещать нельзя. Если сказать «нельзя», это будет просто очередная проблема отцов и детей.
- Ваш лицей считается одним из самых крутых в Волгограде по уровню родителей учащихся. У вас учатся все - дети губернаторов, депутатов, чиновников, бизнесменов. Такая крутость родителей помогает учебному заведению жить лучше других? Вообще, с такими родителя сложнее ладить?
- И уборщиц. У нас демократия. Мне кажется, что сложно сейчас с любыми родителями и в любой школе, потому что родители являются по закону об образовании участниками образовательного процесса, и поэтому им даны большие права, и часто родители думают, что они знают, как воспитывать, как учить, забывают, что все-таки мы профессионалы, а не они. Хотя, если семья, где богатые семейные традиции воспитания ведутся еще от бабушек и прабабушек, то к ним стоит часто прислушиваться. Важно умение с людьми общаться, чтобы учитель или директор умел найти общий язык с любым человеком. А его в нашем обществе сейчас очень сложно находить. Мы разобщены. Это первое. Второе: высокопоставленные родители, так же как и обычные родители, они все хотят, чтобы у их детей было хорошее образование. А если вы знаете, как это делать, то вам доверяют, отдают в ваши руки своих дорогих детей и ждут результата.
- Вы сказали, что у вас учатся и дети уборщиков? Такой разный социальный уровень создает конкуренцию между детьми?
- Создает. Но они стараются выделиться за счет учебы. Мы стремимся поддерживать интерес детей к учебе, мотивировать на достижения в научной работе, участие в олимпиадах. У нас есть ежегодная церемония награждения таких детей. Участие в ней, тем более награжденными, - очень престижно для них.
- А зачем вообще нужны лицеи, гимназии и другие учебные заведения с новомодными названиями? Ведь в обычных школах давали и сейчас дают совсем неплохое образование. Разве не так?
- Сейчас уровень гимназий и лицеев выше, чем у общеобразовательных школ. Гимназия - гуманитарная, лицей - технический и математический. Здесь больше возможностей заниматься определенными предметами, больше часов. Но в Москве сейчас нет лицеев и гимназий. Все - школы, но есть школы с углубленным изучением определенных предметов.
- Эти учебные заведения в Москве целенаправленно убрали? Я имею в виду лицеи и гимназии.
- Да, чтобы все учились одинаково. Но мы уже прикипели к этому названию, и лицей для нас, как образец и средство воспитания - торжественные посвящения первоклассников, клятвы... Если миссия нашего учебного заведения - воспитание интеллектуальной элиты страны, то хорошо, что эти дети учатся в лицее, а не в простой школе. Но, с другой стороны, все школы должны одинаково давать хорошее образование, и ребенок не должен страдать оттого, что он не попал в лицей или гимназию и учится в простой школе. Сейчас как раз и министерство образования озабочено именно тем, чтобы у всех детей, независимо от того, где они учатся, были одинаковые стартовые условия - чтобы они все получили хорошее образование.
- Очень актуальная тема. Сейчас продолжают активно критиковать ЕГЭ. Как директор, как учитель, как обычный человек приведите несколько доводов в пользу ЕГЭ и несколько против. Каких будет больше, по-вашему? И почему?
- Я - активный сторонник ЕГЭ. Когда я стала директором, в этот же год как раз было введено первое ЕГЭ, и я увидела сразу же, какие плюсы. Во-первых, в последнее время мы детей в школе не могли собрать, они все были на репетиторстве, и репетитор работал конкретно на поступление в вуз, соответственно, занятия с репетиторами для детей и их родителей было важнее. Но репетиторов не так много как детей, у первых расписан каждый час, и дошло до того, что дети во время уроков ходили к репетиторам. Нам это откровенно не нравилось. Это абсурд. И вот ввели ЕГЭ. И мы детей вернули в школу, потому что какое-то достаточно продолжительное время ни один репетитор не мог гарантировать сдачу экзамена. Сейчас уже научились. Но натаскивать именно на ЕГЭ нельзя. Необходимо давать базовое образование, и тогда любой ребенок справится с этим тестом, если у него есть хорошие базовые знания.
- Когда-то мы сдавали полностью экзамены без репетиторов, после чего поступали в вузы. Тоже без репетиторов. Да и не было у родителей возможности нанимать педагогов по каждому экзаменационному предмету. Сейчас реально сдать ЕГЭ только со школой, без репетиторов?
- Да, это реально.
- Но почему тогда родители продолжают упорно водить своих детей по репетиторам?
- Они страхуются. Боятся. И учителя боятся взять на себя ответственность. Только действительно уверенные в себе и своем профессионализме учителя могут сказать родителям: «Чтобы я и не слышала, что вы к кому-то ходите из репетиторов. Я сама подготовлю детей, мы все хорошо сдадим». Если есть доверие учителю, а он берет на себя ответственность, то не нужны никакие репетиторы.
- У вас есть учителя, которые так говорят?
- Да, родители потом приходят с благодарностью. Я, конечно, не вижу ничего плохого в том, что ребенок дополнительно ходит куда-то заниматься, опять же, не будет тратить это время на гаджеты, но если только это не накладно для семьи, и родители могут себе это позволить.
- Сейчас модно нанимать репетиторов чуть ли не с первого класса. Зачем?
- Это снятие с себя ответственности, плюс недоверие к школе. Сейчас у нас в третьем классе возникли некоторые проблемы. Хороший класс - замечательные родители, хороший учитель, но у них есть группа в Вайбере где родители каждый вечер собираются и начинают обсуждать - что задали, а как это делать и прочее. Зачем? Учитель все это детям объяснил, ну и отпустите вы их! Они сами все выполнят! А так они знают, что им не надо слушать, потому что эти родители уже обменялись домашним заданием и сами позвонили учителю. Я считаю, что таким поведением родители воспитывают в детях халатное отношение к учебе и домашним заданиям в частности.
- А может в этот образовательный процесс, в котором участвует ученик и педагог, родителю вообще не стоит лезть?
- Да, я думаю, что не стоит. Каждый учитель четко определяет задачу родителей. Родители должны организовать домашние условия, режим, обеспечить, чтобы ребенок вовремя лег спать, проверить наличие выполненного ребенком домашнего задания. Не надо решать за него. Пусть это будут его ошибки, нет толку от того, что они все в начальной школе приходят с хорошими решенными задачами, которые решаются знакомыми кандидатами наук или с помощью интернета. Есть творческие задания, которые мы специально рекомендуем решить всей семьей для того, чтобы семья объединилась для выполнения какой-то работы - изготовление скворечника, например. В это время они общаются, и задание выполняется не за ребенка, который в это время занят своими делами, а совместно с ним. Не для того, чтобы занять первое место, а чтобы приучить ребенка к делу, к ответственности. Нужно, чтобы родители всегда строили домашнюю работу таким образом, чтобы ребенок понимал - сделать нужно обязательно, что бы ни произошло.
Потому что когда родители делают за ребенка, а потом еще и приходят в школу с попытками договориться о хорошей оценке, они снижают авторитет учителя и воспитывают в ребенке уверенность в том, что можно ничего не делать, родители все равно все решат.
- Сейчас во многих школах продолжаются сборы денег - на охрану, на ремонт и так далее. Как у вас обстоят с этим дела?
- Мы собираем на охрану, на ремонт, но собирает не школа, этим занимаются сами родители. Сейчас школа в тяжелом положении. С одной стороны, мы можем не собирать - можем посадить у входа вахтера, но это решение родителей - чтобы была хорошая охрана. С другой стороны, мы в какой-то момент, когда выделялось много средств на ремонт школы, даже подумывали о том, чтобы и охрану оплачивать за счет бюджетных средств, прекратить все денежные пожертвования. Но потом хорошее финансирование прекратилось, и мы стали замечать, что если перестать что-то ремонтировать, то школа начинает разваливаться.
- У вас учатся дети из разных семей. Для кого-то сдать в месяц на охрану, например, две тысячи рублей - это не проблема, а для какой-то семьи это невозможно. Как быть?
- Эти пожертвования добровольные, и если, например, семья многодетная, они не могут сдавать, это очень накладно. И такие семьи никто не может заставить сдавать деньги, и не заставляют. У нас нет такого. Все индивидуально. Все перечисления оформляются через кассу на внебюджетный счет школы. Это только по желанию родителей. Если вы не можете и не хотите сдавать на охрану, никто не может вас заставить, и тем более, потом за это как-то ущемлять.
- В 90-е годы, насколько мне известно, практически все учебные заведения стремились получить как можно больше свободы, избавиться от назойливой и излишней опеки, охватывающей практически все стороны жизни школы, начиная оттого, что и как преподавать, и заканчивая тем, сколько краски тратить на ремонт кабинетов. Вроде бы, желаемого добились. Стало легче? Или труднее?
- Труднее. Независимость школ - это плохо. Очень много разных мнений, учителя разные, образование у них разное, но родители охотнее ведут детей в те школы, где есть определенный внутренний уклад, сложившийся на традициях. Образование ведь сейчас можно получить и дистанционно. А в школу дети идут за атмосферой, за укладом. Жизненный уклад и общение с успешными людьми дают потом понимание того, как добиваться успеха, как стать успешным.
- А проверки – пожарных, санэпидстанции и других контролирующих органов – все же мешают?
- Конечно. Еще как мешают. Меня это заставило взять в штат юриста, чтобы я сама не занималась такими вопросами.
- Сейчас учителя поставлены в очень жесткие рамки. По закону они не могут ничего - не накричать, не наказать. Чуть что, родители готовы в суд бежать. Как работать в таких условиях учителям?
- Действительно, сейчас очень много прав у ребенка, у родителей, но нет баланса - где права учителя. Сейчас школа воспринимается как место оказания услуг, а мы предпочитаем воспринимать ее как второй дом. А дома родители ругают ребенка, наказывают. В школе же нельзя кричать, даже за самый ужасный поступок. Но даже у Макаренко был пример рукоприкладства. Я к этому не призываю, это не метод воспитания ни в коем случае. Но должна быть строгость, должны быть требования, и требования должны выполнять все. И дети, и родители. Демократия - это не когда все делают что хотят. Это когда все подчиняются одному закону. Приведу в пример Пушкина: «Стоите выше вы закона, но выше вас стоит закон». Это демократия. Если мы приняли решение, что у нас черно-белый вариант, то все ему следуют, и не надо тогда родителям приходить и говорить, что мы нарушаем права ребенка на индивидуальность. Мы не нарушаем права ребенка, мы их защищаем. У детей должно быть понимание того, как вести себя в коллективе и обществе. Если он не научится жить в коллективе - он будет несчастным всю жизнь..
- Дети очень любят молодых учителей. У вас есть молодые педагоги?
- Да. У нас много молодых педагогов. И мужчин много. Воспитание полноценное - не чисто женское.
- А у молодых педагогов взгляды на обучение отличаются от взглядов тех учителей, у кого большой опыт?
- У молодых сейчас есть много преимуществ. Они на «ты» со всеми технологиями, они на «ты» с детьми. Они не боятся ничего, так же как и дети. Кстати, в последнее время на «Учителе года» побеждают только молодые - им нет и тридцати лет. Они легко идут на конкурс, легко презентую себя. Этого не хватает опытным учителям, которые боятся что-то не так сделать, не так себя показать. Но опыт очень важен. Поэтому я всегда люблю интегрировать, в том числе - молодых и опытных учителей. У нас есть и 25-летние педагоги, и 75-летний учитель. Опытные учителя - это тот оплот, та устойчивая база, на которой держится образование. Хорошо, что мы не потеряли опыт советской школы и, идя в ногу со временем, опираемся на традиции. Хорошие результаты дает только симбиоз молодости и опыта.
- Сейчас самые умные дети, выпускники школ Волгограда поступают в вузы других городов. Не только Москвы, но Саратова (юридическая академия), Воронежа (госуниверситет), Ростова (консерватория) и так далее. Что ждет Волгоград в будущем? Троечники у власти?
- Когда я стала директором, в рейтинге образовательных учреждений был такой критерий – «сколько человек поступило в высшие учебные заведения». Это было 15 лет назад. Это считалось престижным - если у нас 90% поступили в вузы. Потом это было 100%, потому что стало очень много вузов, особенно коммерческих. Каждая школа могла отрапортовать - у нас 100-процентное поступление в вузы. Этот критерий стал неактуален.
Тогда в критерии внесли следующее пояснение – «в вузы престижные на бюджетной основе», и обязательно мы прописывали, в какой город поступил выпускник. Все это давало свои баллы. Получается, этим можно гордиться. Если выпускники поступили в Москву, то значит, мы даем детям хорошее образование. И главный плюс ЕГЭ, кстати, - ребенок может сам выбрать вуз. Как только ввели ЕГЭ, наши дети все начали поступать в московские вузы. Критерий снова стал неактуальным - все стали поступать в Москву. Тогда было предположение внести в критерий количество оставшихся в Волгограде детей. Но тогда получается - победят те школы, которые не очень хорошо готовят. Потому что все троечники здесь и остались.
И тогда критерий поменяли на следующий – «остались дети, получившие высокие баллы на ЕГЭ». У нас в тот год целая параллель осталась в Волгограде. Педуниверситет, политех, медуниверситет получили вот эту всю верхушку. Да, мы смогли детей влюбить в Волгоград и дать им понять, что здесь все хорошо. Но здесь приходит теперь другое понимание – а что после? Да, мы даем патриотическое воспитание, но экономика делает свое дело. Они же видят, какие перспективы после московского вуза, там легче устроиться на престижную работу. Мы говорим, что надо поднимать наш регион, но при этом нашим лучшим выпускникам некуда идти. И я уже смотрю на этих детей, на эту всю параллель, которая здесь осталась, и думаю – я их буду забирать себе. Вот было бы хорошо.
Поэтому наша глобальная задача, всех – и власти, и учителей, и родителей - думать, что нам нашим детям здесь предлагать потом.
- Лариса Александровна, благодарю вас за интересную беседу, за рассуждения грамотного и опытного педагога. Успехов и благополучия вашему коллективу!
Анна Дребнева
Новости на Блoкнoт-Волгоград