ЕГЭ стало причиной стресса у учеников, - учитель информатики из Городище
Читайте также:
- Некогда успешная и счастливая женщина пришла ко мне еле живая, - общественный деятель Елена Черненко (28.08.2018 20:02)
- Однажды ко мне на исповедь пришел киллер, - волгоградский священник Олег Кириченко (23.08.2018 11:19)
- Меня пытались запугать, но ничем хорошим это не закончилось, - волгоградский правозащитник Ольга Панферова (19.08.2018 15:53)
- Как к 22 годам стать трехкратным чемпионом ВС РФ по боксу, любящим отцом и мужем, рассказал волгоградец Артем Сусленков (23.07.2018 20:35)
Начался отсчет нового учебного года. Волгоградские школьники сели за парты и начали строить планы на ближайшие месяцы учебы. Кто-то собрался "поднажать" и стать хорошистом, кто-то в ужасе ждет предстоящий ЕГЭ, кто-то впервые открывает школьную тетрадь, с трепетом и волнением.
А что же волнует учителей, что их тревожит, а что радует? Чем они гордятся, а чего боятся? Об этом мы поговорили с преподавателем информатики из Городище Нелли Разваляевой. Она не просто учитель, а человек с интересной, сложной судьбой. В 28 лет погиб Неллин муж, и молодая учительница осталась одна с грудным ребенком. На ее плечи лег еще дом с большим хозяйством. Девушка работала даже ночами, когда маленькая дочка засыпала, в доме начинала стучать старая печатная машинка. Справилась, вытянула, помогла любимая работа.
Сейчас Нелли совмещает две должности - руководитель маленького филиала Краснопахаревской школы Городищенского района, где учится 60 ребят, и учитель информатики в соседней школе поселка Новая Надежда. А на работу педагог ездит на своей любимой машине, которую когда-то сама перегнала из Германии, потому что ну очень ее хотела.
- Нелли, вы учитель с большим стажем. Работали и в городской, и в сельской школе. Ваше отношение к ЕГЭ? В чем видите его сильные и слабые стороны?
- Я считаю, что ЕГЭ – это настоящее испытание для наших выпускников. То, что им приходится пережить в 11 классе, не пожелаешь никому: постоянные переживания и стрессы. У многих за время подготовки к экзаменам развивается масса комплексов, дети теряют уверенность в себе. Безусловно, у ЕГЭ есть и свои сильные стороны. Этот экзамен значительно повышает шансы на поступление в отечественные вузы всех выпускников школ, несмотря на то, где они проживают; помогает избежать коррупции и произвола при поступлении в вузы; стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную. Но в то же время ЕГЭ стало причиной деградации учеников. Примитивность и однообразность предложенных заданий не позволяет ребёнку научиться мыслить нестандартно. В старшей школе главное внимание уделяется подготовке к ЕГЭ, а не прохождению учебной программы. Несмотря на массу достоинств этого экзамена, он имеет и слабые стороны, которых, как я считаю, гораздо больше, поэтому я уверена в том, что мы должны искать альтернативу ЕГЭ.
- Есть мнение, что в городе дают качественное образование, а на селе получить такое нельзя. Как считаете, с чем такое устойчивое мнение связано и есть ли в нем доля правды?
- Это мнение ошибочно. Городские школы, в большинстве случаев, создают иллюзию престижности благодаря своей «обложке»: внешний вид самого здания; классы, оснащенные новейшим технологическим оборудованием; приветливые учителя. Но когда заходит разговор о качестве образования и об уровне знаний выпускников таких школ, эти же самые учителя растерянно пожимают плечами, пытаясь обвинить самих детей в нежелании учиться. Поработав и в городской школе, и в сельской, я лично убедилась в том, что образование, которое дают в маленькой, ничем не примечательной школе гораздо качественнее, чем образование, полученное в лицее или гимназии.
Во-первых, количество детей в сельских школах гораздо меньше, чем в городских. Это даёт возможность донести информацию до каждого ученика в полной мере.
Во-вторых, сельский учитель всегда знает, что происходит в семье у его ученика. Как известно, в деревнях и селах между жителями складываются очень теплые и доверительные отношения, поэтому у ребенка и педагога есть возможность общаться за пределами школы и делиться своими проблемами. В-третьих, в сельской школе все дружны между собой, складываются почти «семейные» отношения. Никто никогда не издевается над одноклассниками, не враждует между собой, ведь каждый друг другу сосед, родственник или просто приятель. Плюсы обучения в сельской школе можно перечислять бесконечно долго. Я искренне надеюсь, что когда-нибудь родители будут переводить своих детей из городских школ в сельские, а не наоборот.
- Доходы педагогов на селе. На что может рассчитывать учитель после педуниверситета без стажа? И сколько получают педагоги с 30-летним стажем? Чем догоняют? Дополнительными часами или чем-то еще?
- У сельских педагогов, в отличие от городских, есть надбавка 25%. Например, если ставка педагога (18 часов в неделю) равна 11400 рублей, то на селе она уже 14250 рублей. Есть компенсации за коммунальные услуги 1200 рублей в месяц.
Что касается молодых учителей, пришедших в школу, хочу обрадовать, что на сегодняшний день стаж особой роли не играет. За стаж педагог может получить доплату от 3% до 10% максимально. У молодых специалистов есть свои надбавки: единовременное пособие и ежемесячная надбавка к окладу. Единовременное пособие молодому специалисту устанавливается в размере 15500 рублей, при объеме нагрузки не менее 0,5 ставки по занимаемой должности. Ежемесячная надбавка к окладу молодому специалисту устанавливается в размере 930 рублей. Молодым специалистам, окончившим образовательную организацию с отличием, ежемесячная надбавка к окладу устанавливается в размере 1550 рублей. Но самое главное – это нагрузка, так как от неё зависит размер надбавки, ну и, конечно же, категория, которую получить молодому учителю можно только проработав 3 года, причем с достижениями и заслугами.
Разница зарплаты учителя с 30-летнем стажем может заключаться только в стимулирующих надбавках, которые начисляются за предыдущий учебный год, причем только в тех школах, в которых позволяет фонд заработной платы, а он зависит от количества детей во всей школе. Руководитель вправе установить надбавку до 150% за интенсивность и высокие результаты. Учитель информатики в школах бесценен, так как он отвечает за «Сетевой город», заполнение сайта, печать аттестатов и т.д. Поэтому, как правило, именно учителя информатики получают больше всего надбавок в школе, но опять же, это напрямую зависит от руководителя.
- Проблема отсутствия педагогов-мужчин в школах актуальна сегодня?
- Она была актуальной всегда, актуальна она и в наше время. Издавна профессия учитель была женской, сложился, наверное, своеобразный стереотип, и мужчины не выбирали профессию, связанную с педагогикой. Времена изменились: после педагогического вуза юноши приходят в школу «попробовать», но остаются надолго немногие. Наверное, не хватает терпения, не выдерживают «послеурочной» нагрузки, не всем хочется приходить домой и вновь продолжать работать, да и зарплату хочется повыше. Но есть один интересный факт: в школе работают в основном женщины, а на всероссийском конкурсе "Учитель года" побеждают одни мужчины. Из регионов каждый год на финал приезжает в два раза больше женщин, чем мужчин. Но за пятнадцать лет "Хрустального пеликана" получили лишь две представительницы прекрасного пола. Почему? Ответ один: мужчин ценят в образовании и ждут в школы.
- Ребенок, учащийся в сельской школе, без репетиторов может сдать ЕГЭ на отлично? То есть выше 80 баллов.
- На самом деле, я считаю, что успешно сдать ЕГЭ может абсолютно любой ребенок. Неважно, учится он в сельской или в городской школе, есть ли у него репетиторы или он готовится сам. В этой ситуации всё решает трудолюбие, упорство, сила воли. Если ребенок чётко ставит перед собой цель и пытается добиться её всеми способами – он обязательно получит «своё». Но здесь, конечно же, не обойтись без поддержки и заботы родителей. На протяжении всего года наши дети стоят на перепутье, боясь сделать шаг в неизвестность, но мы, как настоящие педагоги, должны протянуть руку и шагнуть вместе с ними.
С выпускниками
- Дети сегодня считают профессию учителя престижной?
- А какая профессия в наше время считается престижной?. В словаре слово «престиж» означает авторитет, уважение, влияние. Пожалуй, эти качества присущи только представителям власти, хотя и с этим можно поспорить. А вот чтобы поднять на должный уровень профессию учитель, именно мы, педагоги, должны вовлекать молодежь в образование. В старших классах есть предмет «Предпрофиль», и к преподаванию его нужно относиться очень ответственно. Я не преподаю эту дисциплину, но на своих уроках и во внеурочное время рассказываю «взахлеб» о нашей профессии, о своем непростом пути на этом поприще, о своих достижениях и победах, и, конечно, о том, какое гордое призвание давать другим образование.
- И каков результат этих бесед?
- Я с гордостью могу сказать, что открываю династию педагогов в своей семье: моя дочь – учитель информатики вот уже четвертый год, моя племянница в этом году поступила на филологический факультет. А уж как приятно видеть своих выпускников на факультете МИФ Волгоградского педунивеститета, я думаю, об этом и рассказывать не стоит.
С дочерью
- Родители стали другими? Часто ли возникают конфликты между педсообществом и родителями?
- Стали другими и родители, и педагоги, и ученики. Но проблема взаимодействия «Родитель – ученик – педагог» осталась актуальной и по сей день. Каждый учитель задает себе вопрос: «Как наладить взаимосвязь с семьей ребенка?» Ведь не секрет, что не все родители с охотой посещают школу и в полной мере участвуют в жизни класса и школы. Проблема!!! Но всем известна истина: не решаются проблемы у того, кто ничего не делает. В нашей сельской школе мы организовываем и проводим вместе с родителями и учениками социальные практико-ориентированные проекты. Так, например, в преддверии Дня Победы мы организовали велопробег «Дорога Памяти – Дорога в Будущее» протяженностью в 20 км
Мы получили живое общение с учениками, их родителями на равных, видели серьезные, радостные, заинтересованные и внимательные глаза не только детей, но и взрослых. Ну а каких конфликтах может идти речь после этого, когда мы стали одной семьей?! Если ты настоящий педагог и видишь проблему, ты должен обязательно найти ее решение, пусть даже методом проб и ошибок.
- Что самое важное в профессии учителя? Выделите 3 пункта.
- Первое. Уважать своих учеников. Это база, на которой будет строиться всё обучение.
Второе. Знать свой предмет больше, чем требует школьная программа. Дети очень любознательны, многие из них мыслят шире параграфа в учебнике. Нужно быть готовым к нестандартным вопросам, иначе ученики могут разочароваться в твоей компетенции.
Третье. Понимать цель своей работы. Настоящий педагог, как бы банально это не звучало, работает не ради зарплаты. Для него высшая награда – это видеть, как твои ученики успешно осваивают материал, стремятся к знаниям и добиваются успехов в твоем предмете.
- Если бы пришлось снова выбирать профессию, выбрали бы педагогику?
- Выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Я любила играть «в школу»: то с куклами, то с подружками. Мне нравилось быть учителем: что-то объяснять, выставлять оценки в «журнал». Когда сама пошла в школу, поняла, на кого из своих учителей я хотела бы быть похожей. Мне всегда нравились в меру строгие, неравнодушные, с искоркой в глазах и в душе. Как мне кажется, я стала именно таким учителем. Мне нравится быть с детьми такой, какая я есть, но в душе оставаться немного ребенком, часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим; учить и учиться самой, создавать, творить вместе с детьми, поддерживать их, давать советы и выручать в трудную минуту. И услышав вопрос «Какую бы профессию вы выбрали сейчас?», я не задумываясь, отвечу: «Педагог».
- Были моменты, когда вы разочаровывались и хотели уйти?
- Никогда! Конечно, так же, как и в жизни, в нашей и в любой другой профессии бывают позитивные и негативные стороны. Но если ты по-настоящему любишь свою профессию, если это частичка твоей жизни, если ты «педагог от Бога», то будешь стремиться превратить негатив в позитив. И, несмотря ни на что, профессия педагога, останется для тебя любимой навсегда.
- У вас бывают ситуации, когда вы понимаете, что не детям у вас, а вам есть чему у детей поучиться?
- Конечно, и это особенно касается моей профессии. Мир информационных технологий развивается стремительными темпами, и знать всё просто невозможно. Поэтому я приветствую, когда ребята приносят мне новую информацию, рассказывают о компьютерных новинках. Лично я стараюсь получать от детей не только новые знания, но и заряжаться от них эмоциями и передавать их окружающим.
- Сейчас дети уже в 3 года уверенно пользуются планшетами. В 10 они дадут фору любому взрослому по ориентированию в мире гаджетов и интернета. Как же тут учителю информатики за таким темпом успеть и оставаться авторитетом?
- Учитель может в совершенстве владеть гаджетами, но при этом быть «никчемным» педагогом с потухшим взором. О каком авторитете мы можем говорить в этом случае? Он должен быть подкованным в педагогическом и психологическом плане для того, чтобы находить контакт с любым учеником в любой ситуации. А учитель информатики, в силу своей профессии, должен иметь возможность обучаться вместе со своими учениками новым информационным технологиям и не стыдится этого. И еще очень важный момент: настоящий учитель должен уметь направить ребенка, в совершенстве владеющего гаджетами в нужное русло, например, подкинуть интересную идею, вовлечь в проект и т.д.
- Вообще, преподаватель информатики может оказаться ненужным в школе с такими темпами развития компьютерных технологий?
- Ненужным может оказаться учитель, преподающий «по старинке», и предмет здесь роли не играет. Если же преподаватель постоянно совершенствуется, использует инновационные технологии, идет в ногу со временем, да и вообще старается быть интересным для своих учеников, никогда он не окажется ненужным.
Да, действительно, компьютерные технологии развиваются стремительно, но ведь и система образования не стоит на месте, за последние годы она претерпела огромные изменения. И мы, педагоги, принимаем эти изменения и «вливаемся» в новый поток информации. Школа это как «оркестр», каждый участник которого (педагог) должен выполнять свою роль профессионально, только тогда мы получим долгожданный результат «на выходе» – сознательную личность, готовую к конкретному выбору своего места в жизни и роли в ней.
- Нелли, еще раз поздравляем вас и всех преподавателей школ Волгограда и области с началом нового учебного года. Пусть он будет интересным для вас и ваших учеников, насыщенным и ярким. Взаимопонимания вам, терпения, мудрости и счастья. Ну и хотелось бы вам пожелать зарплат хороших, а не 15 тысяч рублей!