Общество,
11.02.2018 14:10
Детей с нарушениями интеллекта и отклонениями в развитии все больше, - волгоградский дефектолог Елена Лапп
Читайте также:
- Волгоград уже стал похож на Мексику, - местные жители (06.02.2018 08:09)
- Стаффордширский терьер – лучшая нянька для ребенка, - руководитель волгоградского приюта для стаффтерьеров (05.02.2018 14:58)
- Сильному мужчине хочется подчиняться, – автор волгоградских социальных проектов Елена Кочеткова (25.01.2018 20:58)
- В Волгограде выделение земельных участков многодетным семьям производят вопреки четкому указанию Путина, - Геннадий Мельников (19.01.2018 16:13)
- Сталкер рассказал об опасностях встречи с «Тенями прошлого» Волгограда (17.01.2018 18:53)
Гость рубрики «Лица города» Елена Лапп. Большинству волгоградцев это имя ничего не говорит, между тем, Елена Александровна один из наиболее известных в России педагогов-дефектологов.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта, социализация мальчишек и девчонок с различными отклонениями в развитии - всем этим как раз и занимается доцент Елена Лапп.
- Сейчас стало модным говорить об инклюзивном образовании. Если уж совсем упростить содержание этого процесса, то заключается от в следующем: детишек, с различными отклонениями здоровья, погружают в среду сверстников с нормальным развитием. По логике разработчиков проекта, это поможет социализации особенных детей и их «втягиванию» в обычную жизнь. А чем это обернется для детей с нормальным развитием? Да и вообще, где взять готовых специалистов?
- Не соглашусь с вашими опасениями. То, что дети с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающиеся школьники способны уживаться и дать импульс взаимному развитию, бесспорно. Говорю, чтобы развеять все сомнения, инклюзивное образование - это неплохо для нормативно развивающихся детей. Дети могут учиться жить в обществе разных. Но есть одно «но». По-моему, мнению, такую «пробу жизни» нужно внедрять не только в учебном процессе, но и в рамках досуга школьников, во все аспекты внеурочной деятельности мальчишек и девчонок. Тогда эффектность инклюзива будет ярче.
Что касается, готовы ли наши школы к работе в условиях инклюзивного образования, этот вопрос открыт. Я считаю, что в любой образовательной организации такие условия можно создать. Но вот тут и начинаются проблемы. Специальные образовательные условия, как отмучается в законе «Об образовании», это не только пандусы, учебники и другие материальные средства. Это, прежде всего, педагог! Подготовленный психологически и методически к работе с детьми с ОВЗ. Сфера труда любого педагога- развитие ребенка. Значит сфера труда педагога детей с ОВЗ - развитие особого ребенка. К сожалению, развивать, а главное, принять такого ребенка может не каждый учитель, это правда. Создать особые условия в общем классе для 1-2 таких детей способен не каждый! А если их будет больше? Вот над этим мы сейчас работаем.
- У нас в регионе, что, педагогов-дефектологов не хватает? Я слышал, что в специализированных учебных заведениях есть педагоги в весьма поверхностным пониманием дефектологии, прошедшие условное переобучение?
- По-хорошему, каждый педагог должен знать и уметь работать с детьми с ОВЗ. Сегодня, мы этим не можем похвалиться. Но в каждой школе должны быть специалисты по профилям нарушений. И тогда, если в школу приходит ребенок с ОВЗ определенной группы, организатором междисциплинарной команды становится именно профильный специалист.
Уверена, что специальный целостный модуль по работе с детьми с ОВЗ будет включен в подготовку всех педагогов педагогических вузов страны. Что касается качества знаний, получаемых педагогами… Да, есть и такое, обучение как бы, прошли, но на самом деле. Необходимых знаний, умений, навыков не приобрели. Или прошли, но ценности не приняли, а потому и работать не станут, не смогут. Далеко не каждый готов работать с особенными детьми.
- В Волгограде есть проблема с обучением и воспитание детей в ОВЗ?
- Есть проблемы в нормативном поле. Есть проблемы у родителей, не принимающих диагноз ребенка, не слышащих специалистов, что ребенку кроме психолого-педагогических условий, нужна медицинская помощь и поддержка, иногда только это помогает ребенку «прорваться» в развитии. Есть проблемы у администраторов. Есть проблемы у специалистов, поучившихся «на дефектолога», но не принявших ценности дефектологического сообщества. Есть проблемы и у высшей школы, где обучаются будущие специалисты по работе с детьми с ОВЗ.
В нашем регионе созданы условия для подготовки специалистов: и в институциональных условиях, и в не институциональных условиях. Подготовка ведется в ВГСПУ по разным профилям и магистерским программам. В нашем педагогическом вузе есть программы, которых нет в других регионах. Например, магистерская программа «Обучение и воспитание детей с ЗПР». Поэтому проблемы есть, но не больше, чем во всех других сферах образования.
- Субъективно, с годами детей с ОВЗ становится больше? В советские годы, кажется, таких детей было меньше, значительно меньше.
- Не субъективно, а объективно - больше. Медицина не стоит на месте. Выделены категории детей, которые раньше просто не выживали. Новые парадигмы образования в глобальном мире «кричат», что необучаемых нет. Специальная педагогика ищет, как помочь детям, которых просто не было в школе раньше. Потому и кажется, что стало больше. Просто раньше общество их не видело.
- С какими детьми тяжелее всего работать?
- С детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В нашем регионе почти в каждой специальной школе для детей с нарушением интеллекта созданы такие классы. Это большой региональный проект в составе всероссийского проекта. Идет ежедневный поиск условий, в которых развитие таких детей будет оптимальным.
Справка «Блокнота Волгограда»:
Елена Лапп, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Автор более 120 научных работ, в том числе 25 учебных пособий, редактор журнала «Коррекционная педагогика», эксперт журнала ВАК «Образование. Бизнес. Право».
Награждена памятным знаком министерства образования России «За личный вклад в развитие дефектологии».
Новости на Блoкнoт-Волгоград
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта, социализация мальчишек и девчонок с различными отклонениями в развитии - всем этим как раз и занимается доцент Елена Лапп.
- Сейчас стало модным говорить об инклюзивном образовании. Если уж совсем упростить содержание этого процесса, то заключается от в следующем: детишек, с различными отклонениями здоровья, погружают в среду сверстников с нормальным развитием. По логике разработчиков проекта, это поможет социализации особенных детей и их «втягиванию» в обычную жизнь. А чем это обернется для детей с нормальным развитием? Да и вообще, где взять готовых специалистов?
- Не соглашусь с вашими опасениями. То, что дети с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающиеся школьники способны уживаться и дать импульс взаимному развитию, бесспорно. Говорю, чтобы развеять все сомнения, инклюзивное образование - это неплохо для нормативно развивающихся детей. Дети могут учиться жить в обществе разных. Но есть одно «но». По-моему, мнению, такую «пробу жизни» нужно внедрять не только в учебном процессе, но и в рамках досуга школьников, во все аспекты внеурочной деятельности мальчишек и девчонок. Тогда эффектность инклюзива будет ярче.
Что касается, готовы ли наши школы к работе в условиях инклюзивного образования, этот вопрос открыт. Я считаю, что в любой образовательной организации такие условия можно создать. Но вот тут и начинаются проблемы. Специальные образовательные условия, как отмучается в законе «Об образовании», это не только пандусы, учебники и другие материальные средства. Это, прежде всего, педагог! Подготовленный психологически и методически к работе с детьми с ОВЗ. Сфера труда любого педагога- развитие ребенка. Значит сфера труда педагога детей с ОВЗ - развитие особого ребенка. К сожалению, развивать, а главное, принять такого ребенка может не каждый учитель, это правда. Создать особые условия в общем классе для 1-2 таких детей способен не каждый! А если их будет больше? Вот над этим мы сейчас работаем.
- У нас в регионе, что, педагогов-дефектологов не хватает? Я слышал, что в специализированных учебных заведениях есть педагоги в весьма поверхностным пониманием дефектологии, прошедшие условное переобучение?
- По-хорошему, каждый педагог должен знать и уметь работать с детьми с ОВЗ. Сегодня, мы этим не можем похвалиться. Но в каждой школе должны быть специалисты по профилям нарушений. И тогда, если в школу приходит ребенок с ОВЗ определенной группы, организатором междисциплинарной команды становится именно профильный специалист.
Уверена, что специальный целостный модуль по работе с детьми с ОВЗ будет включен в подготовку всех педагогов педагогических вузов страны. Что касается качества знаний, получаемых педагогами… Да, есть и такое, обучение как бы, прошли, но на самом деле. Необходимых знаний, умений, навыков не приобрели. Или прошли, но ценности не приняли, а потому и работать не станут, не смогут. Далеко не каждый готов работать с особенными детьми.
- В Волгограде есть проблема с обучением и воспитание детей в ОВЗ?
- Есть проблемы в нормативном поле. Есть проблемы у родителей, не принимающих диагноз ребенка, не слышащих специалистов, что ребенку кроме психолого-педагогических условий, нужна медицинская помощь и поддержка, иногда только это помогает ребенку «прорваться» в развитии. Есть проблемы у администраторов. Есть проблемы у специалистов, поучившихся «на дефектолога», но не принявших ценности дефектологического сообщества. Есть проблемы и у высшей школы, где обучаются будущие специалисты по работе с детьми с ОВЗ.
В нашем регионе созданы условия для подготовки специалистов: и в институциональных условиях, и в не институциональных условиях. Подготовка ведется в ВГСПУ по разным профилям и магистерским программам. В нашем педагогическом вузе есть программы, которых нет в других регионах. Например, магистерская программа «Обучение и воспитание детей с ЗПР». Поэтому проблемы есть, но не больше, чем во всех других сферах образования.
- Субъективно, с годами детей с ОВЗ становится больше? В советские годы, кажется, таких детей было меньше, значительно меньше.
- Не субъективно, а объективно - больше. Медицина не стоит на месте. Выделены категории детей, которые раньше просто не выживали. Новые парадигмы образования в глобальном мире «кричат», что необучаемых нет. Специальная педагогика ищет, как помочь детям, которых просто не было в школе раньше. Потому и кажется, что стало больше. Просто раньше общество их не видело.
- С какими детьми тяжелее всего работать?
- С детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В нашем регионе почти в каждой специальной школе для детей с нарушением интеллекта созданы такие классы. Это большой региональный проект в составе всероссийского проекта. Идет ежедневный поиск условий, в которых развитие таких детей будет оптимальным.
Справка «Блокнота Волгограда»:
Елена Лапп, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Автор более 120 научных работ, в том числе 25 учебных пособий, редактор журнала «Коррекционная педагогика», эксперт журнала ВАК «Образование. Бизнес. Право».
Награждена памятным знаком министерства образования России «За личный вклад в развитие дефектологии».
Новости на Блoкнoт-Волгоград