«Батя, не жюжжи»: девушка решила не переезжать в Москву и стала водить экскурсии по стрит-арту Волгограда
Читайте также:
- Спортивная жизнь «ЕвроХим-ВолгаКалия» набирает обороты (09.06.2022 12:02)
- Более 600 семей в жару остались без воды в Волгограде (09.06.2022 11:38)
- Местами грозы и град: погода в Волгоградской области на 11 июня (11.06.2022 05:01)
- Набор в школу косметологии и массажа по спец.цене. Заходи в справочник (09.06.2022 10:48)
- Волгоградской комитет госзакупок возглавил Павел Ярославцев (09.06.2022 10:10)
В Волгограде появляется все больше созидательных инициатив и проектов. Их придумывают и реализуют молодые ребята из любви к собственной родине. Редакция «Блокнот Волгограда» решила встретиться с одной из представительниц творческой молодежи, чтобы узнать, какие проекты и арт-площадки активны уже сейчас и что движет молодыми людьми при их создании.
Лилия Болотникова – автор экскурсии по волгоградскому стрит-арту, медиатор проекта «Линии», автор самого большого онлайн-путеводителя по Волгограду и просто хороший человек – подробно ответила нам на интересующие вопросы.
- Лиля, привет! Расскажи о себе в двух словах. Где училась? Где росла? Твое первое яркое впечатление из детства про родной город. Что восхищало больше всего?
- Привет! Начну с учёбы, это поинтереснее. Я бросила универ после 3 лет, проведённых на направлении «Биоинженерия и биоинформатика», и уехала на полтора года работать на передвижной выставке роботов — так удалось знатно попутешествовать и пожить в разных городах России. В то же лето поступила на заочку психологии Волжского филиала ВолГУ, где пробыла ещё 4,5 года. Так что спустя 8 лет учёбы у меня наконец-то есть диплом. Родилась в Волгограде, с детства его нежно полюбила — наверное, в первую очередь за Волгу. Ну, и ещё за сталинки. Жила и живу сейчас на Спартановке.
Детское фото Лили из семейного архива
- Какой ты помнишь Спартановку?
- Сколько себя помню, мы ходили с родителями на местные пикники и пляжи. И этими местами я так прониклась, что до сих пор стараюсь делиться этой любовью. Помню Спартановку, когда ещё дом около дамбы не построили —можно было с балкона смотреть на вечерние огни дороги и Тракторного района. Сейчас этот вид перекрыт домом. Река раньше была полноводнее — с годами Волга сильно обмелела. И ещё пляжей раньше было два, а теперь вместо одного очистные сооружения…
- Многие молодые ребята стараются как можно раньше уехать из Волгограда в столицы, почему ты выбрала другой путь?
- У меня раньше никогда не возникало желания уехать во что бы то ни стало. Я люблю Волгоград, здесь мои родные и друзья, здесь любимые места и много тёплых воспоминаний. Кажется, я всегда наш город любила и ещё со школы думала, что было бы классно водить экскурсии и показывать его с новых сторон. Сейчас я допускаю, что однажды уеду — но не из бегства, а в стремлении погрузиться в более развитую арт-среду и получить новый опыт. Но, может быть, и нет — потихоньку эта сфера начинает расти и шириться в Волгограде.
- Расскажи о своем участии в проекте «Линии». Что это за проект? Чем медиатор отличается от обычного экскурсовода? Какой был самый смешной случай на медиации?
На фото участники и создатели сообщества "Линии"
- «Линии» — это волгоградское арт-сообщество, объединившее молодых художников и тех, кто к искусству причастен. То есть, например, кураторов, арт-менеджеров, медиаторов… «Линиям» два года. А я присоединилась полгода назад, когда шла подготовка к открытию выставки «Точка зрения» в «Икре». Главное отличие медиатора от экскурсовода я вижу в том, что медиатор делает бóльший упор на чувства, мысли и ассоциации зрителя. Изначально экскурсовод больше нацелен на то, чтобы погрузить в исторический и фактический контекст, в то время как задача медиатора — погрузить человека в искусство эмоционально, на уровне чувств и ощущений, побудить размышлять об увиденном. Медиатор — это проводник, посредник между искусством и зрителем, между внутренними мирами авторов и гостей выставки, между смыслами и чувствами.
Забавный случай был у меня на самой первой медиации, когда зрительница делилась эмоциями о выставке и сказала, что ей очень понравилась «картина на наволочке». Имелась в виду работа Томы Шипициной на ткани, стилизованной под постельное бельё.
"Катины на наволочке" фото из личного архива Тамары Шипициной
- Ты составляла для «Самокатуса» подробный путеводитель по нашему городу. Расскажи о том, как это было, что особенно любишь из описанных мест?
Я состою в туристическом сообществе «Здесь прекрасно», основанном Катей Лёксиной, и нам пришло предложение написать путеводитель от «Самокатуса». Я загорелась и взялась писать параллельно с тем, как нужно было делать диплом, а потому это было непросто и очень долго — ушло 4 месяца. Личный топ мест по итогу работы такой: бывший посёлок Нижние Баррикады, мастерская Петра Чаплыгина и дом-«унитаз» (он же ДК Профсоюзов). Баррикады — потому что это необыкновенная совершенно нетипичная для Волгограда архитектура, такая маленькая Англия на берегу Волги. Экстерьер мастерской, кажется, уникален — в своих путешествиях я не встречала ничего подобного. А факт того, что в центре города стоит здание-«унитаз», меня всё время очень веселит. Вот как так получилось, что даже кнопку второй архитектор запроектировал? Очень бы хотелось узнать, случайность это или нет. (“Улыбается Лиля”)
Да, дисклеймер: кое-какая информация в путеводителе устарела, кое-какие неточности нашлись. Но широкими мазками есть что почитать.
Фотографии Баррикад, "Маленькая Англия на берегу Волги"
- Знаю, что сейчас ты разработала собственную экскурсию по стрит-арту Волгограда. Почему увлекла именно эта тема? Как понять, где заканчивается вандализм и начинается искусство?
- Всё началось с 7 класса, когда нам дали задание подготовить проект о субкультуре. Вместо эмо и готов я выбрала граффити — и узнала первые крупицы информации об уличной культуре. Но разницу между граффити и стрит-артом я тогда ещё не понимала. Спустя много лет я стала наблюдать за знакомой из Москвы, которая охотилась за стрит-артом и муралами (современная монументальная живопись, например, на фасадах) — так возник интерес конкретно к теме уличного искусства. А в 2018 году вдруг обнаружила, что в Волгограде появились интересные работы на парковке «Торгушки» и за «Акварелью» — как оказалось, в рамках фестивалей. Когда же я пришла в «Здесь прекрасно» [современный проект о туризме в Волгоградкой области, прим. редакции «Блокнот Волгограда»] и увидела, как коллега Дима Бушмин запустил экскурсию по пойме Царицы, стало ясно: действительно можно сделать экскурсию, и на неё придут люди. Тогда я поехала исследовать город и изучала его пару месяцев почти каждый день, чтобы понять состояние городской среды. Что касается вандализма и искусства — тут всё очень субъективно. Для кого-то критерием могут стать личные эстетические чувства. Для кого-то имеет значение согласование работы. Кто-то определяет вандализм по рисованию на памятниках культурного наследия. А кто-то вообще считает, что вандализма не существует и что всё это — допустимые интервенции. Насколько я смогла понять, единого мнения не существует.
На экскурсии Лили приходят и взрослые, и дети
- Есть ли в Волгограде действительно выдающиеся стрит-арт художники? Чьи работы ты хотела бы особенно выделить?
- Наша среда в этом отношении довольно бедна, но несколько человек выделить можно. Из тех, кто постоянно сейчас живёт в Волгограде, самый заметный автор — это Yen. Больше всего он известен масштабными трафаретными портретами девушек. Интересная фигура — Neokrat Saprov, который делает мозаику и барельефы из гипса (да, уличное искусство — это не только рисование, но и создание арт-объектов, инсталляций и много чего ещё). Самый же знаменитый уличный художник родом из Волгограда – Philippenzo. Больше 10 лет он живет в Москве, но периодически возвращается сюда и создаёт новые работы для городского пространства. Наконец, любопытные трафареты и работы разных жанров делает Morgan Mar.
Работа художника Yen
Работа художника Morgan_Mar_
- Столкнулась ли ты с критикой своей экскурсии? Как реагируешь на нее?
- В основном, гости экскурсии реагируют позитивно — чаще бывают отдельные комментарии, что хотелось бы улучшить, к которым я отношусь с благодарностью. На «идеологической» почве (не в политическом смысле слова) произошёл конфликт с одним из авторов, который относится к экскурсии негативно — эта история далась непросто. А недавно у меня на странице случилась критика не столько экскурсии, сколько самого явления несогласованного рисования — возникла дискуссия о допустимости стрит-арта на сталинках. О реакции: некоторые вещи я иногда принимаю ближе к сердцу, чем хотелось бы. Но когда удаётся понять мотивы недовольства, напряжение внутри меня спадает. Критику я анализирую и мотаю на ус – и даже если какие-то вещи не меняю в моменте, то беру их в расчёт на будущее, если они находят отклик у меня.
Стрит-арт художника Yen, который вызвал споры
- Всегда ли коммунальные службы принимают право уличных художников на самовыражение? Как юридически регулируется этот момент?
- Конечно, не всегда. Есть даже термин такой в культуре, который означает закрашивание работы — бафф. Некоторое противостояние коммунальщиков с авторами — часть культуры, особенно в России. Рисовать на улице незаконно и у нас, и за границей — но если там, зачастую, закрывают на это глаза и поддерживают уличное искусство, то у нас бафф случается значительно чаще.
- Расскажи историю создания стрит-арта, которая особенно тебя впечатлила.
- Среди волгоградских работ сложно выделить одну или две истории создания – я с любовью отношусь ко многим историям, которые знаю. Больше хочется поделиться радостями открытий. Например, я года два ходила мимо одного граффити команды ИНЛАЙН на Спартановке, пока меня не осенило, что на нём нарисована героиня мема из +100500 «если я ношу кандибобер на голове, это не значит, что я женщина или балерина». Да, это всё-таки граффити, а не стрит-арт в чистом виде, но эмоции были так сильны, что не поделиться не могу! И ещё я испытала восторг, когда мы с подругой стояли у стены дома, и вдруг она случайно заметила закрашенную частично разрушенную микроинсталляцию Philippenzo «Батя, не жюжжи». Это вообще была самая случайная и интересная находка из случившихся со мной в Волгограде. Недавно, кстати, эту работу уничтожили.
Граффити с отсылкой на мем про Кандибобер
Остатки работы Philippenzo "Батя,не жюжжи"
- Чем планируешь заниматься дальше? Какой твой прогноз на туристическое будущее Волгограда?
- У меня сейчас некоторый кризис, но в целом хочу делать новые экскурсионные маршруты и продолжать показывать город с новых сторон. Тему стрит-арта буду пробовать раскрывать и дальше – уличное искусство драйвит меня больше всего, и я сейчас поглощаю много разной информации на эту тему. Что касается туристического будущего, думаю, что в ближайшее время туризм внутри России будет развиваться. И в Волгограде тоже. Сейчас у нас в городе много классных начинаний: экскурсии на крышу, фотопрогулки, изучение деталей и двориков, прогулки по заброшке, да тот же стрит-арт – есть из чего выбрать. В целом, думаю, что основным центром притяжения по-прежнему будет оставаться Мамаев курган, но количество и качество альтернативных экскурсий и взглядов на город будет расти.
Фото предоставлены Лилией Болотниковой
Ранее "Блокнот Волгограда" поведал читателям о нашей землячке, Юлии Поповой. 21-летняя девушка успела получить 15 медалей и грамот по легкой атлетике. Спортсменка поделилась своим опытом побед и достижений. Кроме того, интервью нашему изданию дала молодая учительница Наталья Шевелева, в котором рассказала как легко можно быть на одной волне с учениками, снимая Reels для Tik Tok, и продолжать оставаться уважаемым специалистом в кругу родителей и педагогов.
Шмуренко Татьяна