Волгоград Среда, 13 ноября
Общество, 01.06.2016 15:12

Анатолий Сергеев: «Сегодня подростки ради «лайков» готовы абсолютно на все»

«Блокнот Волгоград» постарался разобраться в этом вопросе. Герой нашей рубрики «Лица города» - Анатолий Сергеев, руководитель проектной группы «Новый взгляд», доцент кафедры психологии ВолГУ, ученый-практик.

Сегодня колоссальное психологическое влияние на сознание и подсознание каждого человека оказывают средства массовой информации. Та реальность, которую нам предлагают СМИ, определенно опосредована чьими-то мнениями и интересами. Помимо этого, информация «обработана» и упрощена на столько, чтобы нам не пришлось анализировать и обрабатывать ее.

Чаще всего люди просто не задумываются над тем, что им рассказывают с экранов телевизоров и газетных страниц. Анализируют информацию единицы, остальным проще окунуться в этот информационный поток, чем критически его воспринимать.

   - Анатолий, можем ли мы говорить о том, что сегодня СМИ являются крупнейшим инструментом манипуляции массовым сознанием?

 - Поток информации, выливающийся сегодня на голову рядового гражданина, настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни один человек. Отбор наиболее важной информации, а также ее донесение - важная задача СМИ. Это открывает широкие возможности для манипулирования массовым сознанием и поведением.

В информационном пространстве практически не существует «чистой» информации, в большинстве своем мы получаем опосредованную информацию, подготовленную с учетом чьих-то интересов и целей. Современные СМИ, выступая в качестве основных каналов массовой коммуникации, имеют высокий потенциал, необходимый для информационно-психологического воздействия не только на восприятие людьми отдельных социально-политических явлений и событий, но и на их отношение к ним. Во многом именно от позиции СМИ зависит мнение большинства людей по тому или иному вопросу.

   - Каковы тогда отличительные особенности тех или иных средств массовой информации? (телевидение, радио, пресса, интернет)

  - Стоит отметить, что не существует лишь одного и самого лучшего информационно-психологического средства воздействия на человека и массы. Каждое из СМИ обладает своими специфическими особенностями, преимуществами и недостатками.

Специфика выбора респондентом типа СМИ во многом зависит от стиля восприятия и переработки информации, от типа мышления, от некоторых индивидуально-типологических особенностей человека. Например, чтение газет и журналов предопределено, в первую очередь, механизмом восприятия печатных знаков. Чтение связано с абстрактным мышлением, оно является сложным каналом восприятия информации. Например, в исследованиях, которые проводила наша проектная группа «Новый взгляд», мы выяснили, что прессу меньше читают молодежь и бедные слои населения, национальные группы, застрявшие на периоде адаптации к новым условиям.

Люди редко читают больше 1–2 газет или 2–3 журналов. Зачастую у человека есть одна любимая газета, которую он может читать на протяжении всей своей жизнь. Газеты (специализированные и неспециализированные) обычно предпочитают мужчины, журналы – женщины.

Ключевое отличие способности различных СМИ воздействовать на аудиторию лежит в психологии восприятия.

 - Давайте тогда на примерах разберем ключевые различия влияния СМИ различного типа?

 - Устная речь на радио выступает средством воздействия за счет передачи смысла слов, «посторонних» шумов, смысловых пауз, интонации, порядка расстановки слов и т.д. При этом коммуникатор и адресат находятся в состоянии акустического контакта, за счет чего возникает «эффект соучастия». Все это увеличивает предрасположенность к восприятию информации. При этом временные затраты на подготовку программы в разы меньше по сравнению с телевидением.

Телевизионная передача позволяет создать эффект присутствия, причастности к событиям. Все это заставляет человека верить в правдивость выдаваемого материала.

Если говорить о печатных СМИ, то здесь нужно учитывать то факт, что люди усваивают информацию в соответствии с выработанными у них стереотипами - материал должен быть броским, динамичным, сопровождаться эффектными иллюстрациями и т.д.

   - Многие издания живут за счет сенсаций. Как сегодня делаются сенсации? И почему люди так их любят читать и смотреть?

    - В современных условиях человек погружается в огромный и разнообразный поток информации. Психология человека устроена таким образом, что внимание человека «притупляется», а для его «встряски»  необходимы либо новые информационные поводы, либо  нестандартная подача старых.

Сенсация - это информационно возобновляемый ресурс, инструмент доставки новости из визуального мира, из внешней среды во внутренний мир человека. Самое интересное в том, что  читатель ждёт сенсаций, т.е. он сам провоцирует СМИ на поиск или искусственное создание сенсаций.

    - Мы все разные. Наверняка, и по разному воспринимают информацию?

- Всех людей условно можно разделить на три категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Исходя из этого можно подразделить виды восприятия информации.

Так визуалы воспринимают информацию  через зрение. Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. Аудиал воспринимает информацию на слух, плохо запоминает “письменность”. Любит говорить, т.к. для людей этого типа это приоритетный канал связи. Любят слушать радио.

Кинестетик ощущает явление через  касание, осязание.
Человек должен записать информацию, чтобы ее запомнить. Кинестетики очень подвижны, поэтому их можно «раскрутить» на различные конкурсы, флэшмобы и т.д.

Можно говорить не только о том, как лучше донести устную информацию, но и о том, что некоторые люди просто не способны ее воспринивать.

Для расширения веера воздействия выдаваемой информации ее лучше всего запускать по трем каналам: устную сопровождать фото, видео материалом, визуальную- описанием происходящих действий и т.д.

    - Дети и подростки сильнее взрослых подвержены воздействию телевизора, интернета, социальных сетей?

 - Результаты наших исследований говорят о том, что молодежь в большей мере предрасположена к психологическому воздействию. У них проще изменить субъективные представления о каком-либо явлении или событии. С другой стороны, измененные представления не отличаются высокой устойчивостью. Люди пожилого возраста также подвержены психологическому воздействию, но измененные установки и представления у них более устойчивы. Не будем забывать при этом, что возраст, пол, профессиональные предпочтения выступают лишь вторичными факторами, а индивидуально-типологические особенности (точнее их определенная совокупность) более значимы.

Чем раньше будет происходить информационно-психологическое воздействие на человека, тем глубже это воздействие будет в него проникать, тем устойчивее оно будет к дальнейшим изменениям. Связано это с тем, что поступающая информация, подвергается  человеком оценке с точки зрения значимости и достоверности. Вся ненужная, недостоверная информация, отсеивается человеком. Но дети воспринимают поступающую информацию без критической переработки. По мере накопления жизненного опыта, развития логического мышления, информация начинает подвергаться более критическому осмыслению.

      - Зачастую для ребенка показателем его самооценки является не мнение учителей или родителей, а количество "лайков" в интернете, которое наберет его фотография или запись. Почему так происходит? И кто этим пользуется?

 - Формы изменились, а механизмы остались прежними. В подростковом возрасте «значимый другой» - это сверстник. Именно его мнение наиболее актуально и значимо. Лайк - означает одобрение, позитивное отношение, поддержку, восхищение, уважение. И кроме того их количество - это своего рода соревнование. Ради этого подростки готовы абсолютно на всё. 

Любой риск, возможность осуждения старших или потеря достоинства их уже не остановит. Это могут использовать в своих целях как взрослые со злым умыслом, так и другие, более находчивые подростки. Кстати, значимость «лайков» актуальна сегодня не только для детей, но  и для многих взрослых. Это можно наблюдать в любой социально сети, где предусмотрена возможность оценки контента другого пользователя. Например, в социальной сети, ориентированной на более взрослую аудиторию ("Одноклассники"), авторы фотографий часто весьма агрессивно реагируют на любые оценки, отличные от наиболее положительных.
Другой пример - подросток может бросить в сети некий социальный вызов. Например, «если этот пост наберёт тысячу лайков, я отрублю себе палец».

   - Анатолий, скажите, сегодня люди доверяют СМИ? И к каким средствам массовой информации больше всего доверия, а к каким меньше?

 - В июне-июле 2016 года мы планируем провести опрос о степени доверия жителей Волгограда к СМИ. Так, что компетентно могу ответить на эту часть вопроса в конце лета.

А в 2012-2013 годах проектная группа «Новый взгляд» проводила опрос о роли СМИ в жизни волгоградцев. Результаты опроса среди возрастной группы 30-55 лет показали, что большая часть населения (64,7%) не читают газет. Но среди тех, кто все же читает, преобладают читающие центральную прессу (29,2%) и местные издания (15,1%).

Что касается наиболее предпочитаемых журналов, то более 45% населения вообще не читает журналов. Среди тех, кто читает журналы, наибольшее количество автолюбителей. На втором месте по предпочтительности находятся бизнес-издания (11,7%), финансовые (5,7%) и деловые (5,6%). Таким образом, хотелось бы отметить, что печатные издания не являются для данной возрастной группы приоритетным источником получаемой информации по поводу оценки событий или явлений, а скорее способом получения дополнительных профессиональных знаний и навыков или развлечения.

При изучении медиа-предпочтений населения, был составлен рейтинг наиболее популярных телеканалов. Порядка 89 %  респондентов чаще трех раз в неделю смотрят телевидение, свыше 74% смотрят телепередачи свыше 5 раз в неделю. Вообще не смотрят телевизор 3,9% опрошенных. Радиоканалы по преимуществу слушает молодежь, но лишь в целях развлечения, люди среднего возраста и для получения информации общероссийского и мирового толка.

 - Анатолий, а существуют какие-то методы противодействия манипулятивным технологиям? Ну помимо таких, как выкинуть телевизор, отключиться от интернета и уйти жить в лес?

 - Методов, и тем более приемов психологического воздействия, великое множество. Не меньше и способов противодействия им. Можно выделить два подхода: обыденный и научно-профессиональный. О последнем говорить особо не буду, чтобы не раскрывать профессиональные тайны. Для широкого пользования можно вывести некоторые рекомендации по противодействию манипулятивным технологиям.

Первое. Если у вас нет цели детально разобраться в сути какого-либо события или явления, то и незачем переключать телевизор с одной программы на другую в надежде получить какую-то новую информацию. «Ваша» информация так или иначе до вас доберется. Меньше смотрите ток-шоу, реалити-шоу- это самые эмоциональные каналы передачи воздействия манипуляторов.

Второе. Отключите эмоции. Большинство стереотипов, которые используют манипуляторы, эмоционально окрашены. Почувствовав давление на какое-то чувство, следует на время сознательно его притупить, воспринять сообщения бесстрастно, а потом спокойно обдумать их наедине с собой. В 85%, если сообщение имело лишь  эмоциональный аспект, то вы о нем забудете.

Третье. Ведите мысленный диалог, не принимая ни одного утверждения без вопросов, создавайте альтернативы предлагаемому объяснению событий.

Четвертое. Пропускайте красивые фразы и улавливайте только главный довод. Потом попробуйте допустить, что он верен, и подумайте, соответствует ли здравому смыслу то решение проблемы, которое вам предлагают.

Пятое. Память и предвидение возможных последствий - основа психологической защиты против манипуляции. 

Анатолий Сергеев. Кандидат педагогических наук, психолог-практик. С 2006 года и по настоящее время - доцент кафедры психологии Волгоградского государственного университета. Стаж педагогической работы 21 год, в том числе стаж научно-педагогической работы в высших учебных заведениях - 12 лет.

Автор тренинговых программ: «Методика разрешения межличностных конфликтов»,  «Провокативная манипуляция и методы борьбы с ней», «Использование слухов в PR деятельности», «Психологические методы переработки информации», «Психодиагностика невербального поведения», «Слухо(мифо)технологии в деятельности руководителя». Авто 80 научно-практических работ в области массовой и социальной психологии. 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
СМИманипуляции СМИинструменты манипуляции СМИВолГУученый-практикпсихолог
1
0