«В «Родине-матери» черты лица его жены»: внук Евгения Вучетича раскрыл тайны Мамаева кургана
Читайте также:
- Аэропорт Волгограда вернулся к работе после сообщения о бомбе (27.02.2022 14:31)
- В центре Волгограда прошла массовая акция с мусором (27.02.2022 13:59)
- В Волгограде названа причина эвакуации железнодорожного вокзала (27.02.2022 13:03)
- Смертность от COVID-19 выросла в Волгоградской области (27.02.2022 11:50)
- В Волгограде подняли цены на АИ-92 и АИ-95 (26.02.2022 20:04)
Внук создателя мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде Евгений Вучетич 27 февраля раскрыл тайны возведения монумента и назвал тех, кто стал прототипом для скульптуры, чьи каменные лица поражают уже несколько поколений.
«Чуйков был могучей пробивной силой»
По словам Евгения Вучетича, огромный мемориальный комплекс героям Великой Отечественной войны могли построить в другом городе.
- Тогда были разные точки зрения. Например, Никита Сергеевич Хрущев, когда обсуждалась тема большого памятника, хотел, чтобы увековечили Курскую дугу. Леонид Брежнев – Малую землю, где он воевал, а военный министр Гречко хотел возвести памятник на Кавказе. Все хотели сделать его у себя, где сами воевали, - говорит внук создателя мемориального комплекса на Мамаевом кургане. - Но сумели всё-таки всех переубедить, что мемориальный комплекс следует возводить на Мамаевом кургане в Сталинграде – Волгограде. Но это было очень сложно. Мой дед вряд ли мог влиять на это, у него был не тот вес.
Евгений Вучетич уверен, что мемориальный комплекс на Мамаевом кургане появился благодаря Василию Чуйкову, который возглавил оборону Сталинграда, будучи командующим 62-й армией.
- Чуйков был могучей пробивной силой. Чтобы организовать обсуждение и влиять на такой огромный проект, главную стройку социализма в то время в СССР, надо было обладать большим влиянием среди военных, - говорит Евгений Вучетич. - Мой дед вряд ли бы мог, даже будучи знаменитым скульптором, оказать такое влияние. Он ценил очень Василия Ивановича, что он интересовался этими вопросами, тратил на это время, убеждал людей. Чуйков был очень культурным человеком с художественными интересами и вообще широко мыслящим. Он на военного вообще был мало похож. Такой нетипичный военный. Наверное, на этом они с дедом и сошлись. Мой дед его всегда отличал. Василий Иванович был человеком многосторонним. С какой-то стороны Чуйков был ценителем творчества.
По словам Евгения Вучетича, идея увековечить подвиг советского народа появилась у его деда и Василия Чуйкова сразу же после войны.
- Мой дед дружил с Чуйковым с 1943-1944 годов, в 1945 году в Берлине они уже были в хороших дружеских отношениях и ещё тогда начали обсуждать идею огромного памятника солдатскому подвигу, - поделился Евгений Вучетич. - Я знал Василия Чуйкова очень хорошо. Помимо того, что они дружили, Василий Чуйков был консультантом при возведении мемориального комплекса. Василий Иванович был на похоронах деда на Новодевичьем кладбище.
"В скульптуре «Родина-мать зовёт!» больше от его супруги"
По словам внука и полного тёзки Евгения Вучетича, монумент «Родина-мать зовёт!» создавался как собирательный образ.
- «Родина-мать» создавалась, когда дед работал со многими моделями. Какого-то одного прототипа нет. Дед не делал реальных людей, тогда это было не принято. Если только не бюст какого-то генерала или государственного деятеля. В таком случае создавался реалистический портрет. А в скульптурах на Мамаевом кургане всё очень обобщено, - отметил Евгений Вучетич. - Пишут, что прототипом «Родины-матери» была легкоатлетка Нина Думбадзе, ещё кто-то. Конечно, он лепил разных женщин, но осталось в скульптуре больше от его супруги Веры Владимировны. Более всего похоже на неё. Но какие-то могли быть и другие модели. Он их собирал, лепил не одну фигуру, их было несколько. Последняя, которая сохранилась, больше всего похожа на Веру Вучетич, но это не значит, что изображена она. Там только элементы тела и лица. Всё очень обобщенно. Очень похожи глаза, как и нос и щёки. Но всё равно образ сделан по-другому. Искусство, оно никого не копирует.
Скульптуры Мамаева кургана
- Скульптуры на мемориальном комплексе делались и с реальных моделей. Например, санитарка, несущая бойца, вроде бы, была реальным человеком. Но про остальные скульптуры я не знаю, в своих воспоминаниях дед об этом ничего не сказал, - говорит Евгений Вучетич. - Скульптор сделал сотню зарисовок жителей Волгограда и участников сражений. Он долго готовился, так что есть прототипные скульптуры, но на стене некоторые явно абстрактные, взятые из истории скульптуры. Типичные лица воинов.
На площади «Стоявших насмерть» посетителей Мамаева кургана встречает воин, черты лица которого, многие считают портретом Василия Чуйкова.
- В нём есть элементы портрета Василия Чуйкова – глаза, нос и лоб, но это не Василий Иванович, хотя и угадывается. Портретное сходство есть, но если хорошо знать Василия Ивановича, то челюсть и уши у него совсем другие, - говорит Евгений Вучетич. - Немножко похожа маска. Дед не делал именно Чуйкова, тогда это было не принято. Конечно, он хотел его отразить, поскольку Василий Чуйков защищал Мамаев курган.
Бюст Василия Чуйкова (фото: Евгений Вучетич)
Место памяти или героического эпоса?
- Дед хотел создать архитектурно-скульптурный мощный комплекс, посвящённый героическим событиям. Объединялась и память, но одновременно всё это должно было быть искусством, - отметил Евгений Вучетич. - Моему деду было важно создавать большую и мощную архитектуру, войти в историю искусства. Он ориентировался на европейские стандарты, того же Микеланджело, Рафаэля. Хотел, чтобы в Советском Союзе были не менее величественные и прекрасные образцы архитектуры. Но это были его внутренние задачи. Понятно, что он мог это делать только на материале военном. Другого у нас не было…
«Были идеи по дальнейшему развитию»
В последние годы мемориальный комплекс ждёт долгожданной реставрации. Готова концепция и дальнейшего развития Мамаева кургана.
- У деда были планы по дальнейшему развитию территории Мамаева кургана, но он этим не занимался или не успел заняться. Я знаю, что идеи по этому поводу были, но никаких планов не было. К нам обращались по сохранению архитектурной работе. Всё что я знаю, что были планы. Может быть, они хранятся в других местах, но у нас нет.
В интернете можно найти информацию, что мемориальный комплекс должен был быть гораздо больше и выходить к Волге, а не на проспект Ленина.
- Я ничего не могу об этом сказать. Я вообще узнал о таких слухах менее года назад, когда ко мне стали обращаться с вопросами на эту тему, - говорит Евгений Вучетич. - Могу только повторить, что планы были. Может быть, деньги закончились, не было сил и времени.
«Сейчас такие времена закончились»
Уже в современной России на Мамаевом кургане появились и другие объекты, которые неоднократно вызывали неоднозначную реакцию в обществе, которое видео в этом искажение изначальной концепции мемориала на главной высоте.
В начале 2000-х построили храм Всех Святых и часовню, на воинском мемориальном кладбище представители различных субъектов страны ставят памятные доски и знаки своим землякам.
- О храме на Мамаевом кургане я узнал, когда уже всё построили, - говорит внук создателя мемориального комплекса. – Поймите меня правильно, я не против строительства храмов, там же вроде бы ещё два здания построили, которых не было. Это вопрос к современным девелоперам, которые хотят что-то строить. Времена, когда строили, не портя основное, закончились. Я на это никак повлиять не могу. Это надо было обращаться к директору музея-заповедника «Сталинградская битва», о чём он думал в тот момент. Видимо, ему было наплевать на это.
Зачем построили башню «Газпрома» в Санкт-Петербурге? Она торчит там, город горизонтальный, а они поставили эту дикую вертикаль. Кто их просил? Сказали, что «Газпром» туда переехал и теперь кормит Петербург. Да, есть такой момент. Поставили кучу фонарей на нескольких улицах и везде написали, что это «Газпром». Ну, спасибо ребята, испортили замечательный вид вдоль горизонта, расположившийся с этим прекрасным шпилем. И теперь появилась новая вертикаль к небесам с иглой. Башня Суворова. Что об этом скажешь… С архитектурной точки зрения это безобразие.
В Волгограде есть главный архитектор, он должен заниматься такими вещами и следить за этим. Это его работа, ему платят за это деньги. Но то же самое происходит в Москве, Петербурге и других городах. Везде что-то подстраивают, пристраивают. Спросите главного архитектора, он скажет, хорошо это или нет.
Алексей Серебряков