Успеть переодеть за 20 секунд: волгоградский театральный костюмер раскрывает профессиональные секреты
Читайте также:
- По миллиону в день обходится жителям содержание депутатов Волгоградской областной думы (25.02.2020 07:28)
- Экс- депутат потребовал посадить в тюрьму укравших деньги на ремонте памятника и парка в Волгограде (25.02.2020 07:06)
- За снос торгового объекта жены депутата выступили 95 процентов жителей Волгограда (25.02.2020 06:43)
Людмила Медведева вот уже 20 лет переодевает артистов и следит за состоянием костюмов в театре «Царицынская опера».
В театре важна каждая деталь художественного образа артиста: костюм, головной убор, бижутерия, обувь, аксессуары и многое другое. Профессия костюмера – далеко не первое, что приходит на ум при словосочетании «работа в театре». Но именно костюмеры помнят обо всех нюансах и переодевают артистов за считанные секунды во время спектаклей, а еще они обладают стрессоустойчивостью, быстрой реакцией, богатым воображением и способностями психолога. О тайнах закулисья и специфике профессии рассказала начальник костюмерного цеха театра «Царицынская опера» Людмила Медведева.
- Как вы попали в профессию, ведь работе костюмера нигде не обучают?
- В то время я активно искала себя, работала в детском саду, продавцом-контролером, секретарем. Но мне всегда хотелось находиться в творческой обстановке. Однажды вместе с супругом я оказалась на одном из мероприятий в музыкальном театре, который в то время находился на ремонте. Встреча увлеченных людей, которые обменивались дисками, пластинками проходила в фойе, а я решила походить по театру. Примечательно, что я вышла на пустую сцену, увидела зал и тогда точно поняла, где я хочу работать. В театре! После выхода из декрета я пошла в музыкальный театр, который в то время открылся, мне очень хотелось попробовать себя в роли костюмера. Однако наличие маленького ребенка стало определенным препятствием на получение этой вакансии. И я стала на учет в центр занятости. Удивительным образом я сразу увидела должность костюмера в Волгоградской оперной антрепризе, куда меня сразу пригласили. Первым моим спектаклем оказалась скандальная опера «Травиата» Дж. Верди. Это был конец 1999 года, «Травиата» была перенесена со сцены московской «Геликон-оперы» ее художественным руководителем, известным режиссером Дмитрием Бертманом. В постановке были сцены с откровенными костюмами и резиновой женщиной. Для меня это стало неожиданным. Однако я быстро включилась во взаимодействие с людьми, вся работа была на выездах, сцены и залы менялись. В начале 2000 года я уже работала в штате Волгоградской оперной антрепризы.
- Есть ли у вас определенный «кодекс» правил подготовки к спектаклям?
- У каждого костюмера есть маленькая записная книжка, в которой фиксируются все нюансы костюмов, за которые специалист несет ответственность – где пуговичка оторвалась, где что-то распоролось, что нужно подготовить к следующему спектаклю. Затем все стирается, гладится, выносится на площадку. За 2 часа до спектакля мы начинаем работу с артистами. Если репетиция назначена, то мы принимаем в ней участие. Если вводные артисты, то обязательно проводим репетицию в костюмах. Если наш цех не стоит в плане репетиции, то предоставляются какие-то детали костюмов, которые задействованы в спектакле. Например, Фигаро выходит из двери, ему нужно вынести камзол графу. Поэтому этот камзол нужно принести и положить на стул.
- Интересно, если вдруг солист, артист хора изменился в размере – похудел или поправился, что в таком случае делают костюмеры?
- Есть специальные ухищрения, определенные технологии по пошиву костюмов, например, прибавки на швы, брюки «в распошивку». Если такие меры не помогают, то делаем специальные вставки из похожих материалов. А с похудевшими артистами все гораздо проще – костюмы ушиваются или утягиваются, в зависимости от их конструкции. Мы работаем в тесном сотрудничестве с пошивочным цехом и всегда оперативно решаем возникающие проблемы. У театральных костюмов очень много нюансов, все они изготавливаются на хлопчатобумажной основе. Женщины любят, чтобы костюм был каркасный, с корсетом, который позволяют держать спину прямо.
- Что быстрее всего выходит из строя?
- Если говорить о балете, то в первую очередь трико, оно быстро рвется, лосины деформируются. А еще пуанты, мягкая балетная обувь, пачки. Например, перед каждым балетом «Лебединое озеро» костюмеры достаются все пачки и просматривают их. Они обязательно отпарывают лифы от юбки, стирают их, отпаривают и снова пришивают. На пачках остаются косметика, грим... Шопенки отпариваются и таким образом набирают «воздух», и когда балерина танцует, то создается ощущение легкости и невесомости.
- Люди, которые далеки от вашей профессии, не понимают всей сложности и важности работы костюмера…
- Бытует такое мнение, что достаточно отнести костюм в гримерную комнату. Но это совсем не так! Самая большая проблема – запомнить все костюмы, детали к ним. Поэтому от ответственности артистов очень многое зависит. В идеале, если они сами идут к своей вешалке, проверяют весь костюм, а затем гримируются, распеваются…Мы помогаем актерам одеться, особенно когда костюмы состоят из разных частей. После спектакля все надо собрать. Это непростая задача, поскольку порой приходится нести по 5-6 вешалок с костюмами, длинные и объемные вещи путаются под ногами. Кроме того, одежда артистов бывает очень тяжелой из-за сложных конструкций и плотных тканей. Так только юбка Батильды в балете «Жизель» весит около 10 килограммов. У нас есть «образцовые» артисты по отношению к костюмам, которые всегда проверят все детали перед спектаклями, а потом аккуратно складывают все на вешалки, застегивая каждую пуговичку на одеждах. Хочется отметить солиста Алексея Михайлова, артиста балета Константина Костина, артиста хора Анатолия Хомяка.
- Сложнее всего, наверное, бывает на гастролях, если вдруг чего-то не хватает?
- Конечно! Когда рядом нет цеха, то приходится выкручиваться. Иногда нужно создать из ничего целый костюм! Однажды срочно пришлось заменить артиста, который пел Цунигу в опере «Кармен». А костюма нет! Вернее взяли костюм на худого артиста, а одеть нужно было плотного мужчину. Тогда мы «слепили» офицерский наряд из солдатской формы, нашили эполеты, аксельбанты, нашли перья и вставили их в шляпу. И у нас получился прекрасный костюм. Часто приходится экспериментировать с женскими образами. Берем платье-футляр и начинаем создавать костюм – шарф, пояс, цветок, перчатки, шляпа…
- У каждого костюма свой срок службы, но есть же и «долгожители»?
- Когда я пришла в театр, спектакль «Севильский цирюльник» уже шел. Целая плеяда мужских костюмов из этой постановки жила очень долго, их надевали в спектакле «Служанка госпожа», «Моцарт и Сальери», на различных концертах. Сейчас они уже старенькие, мы их обновляем, «убогачиваем». Часть из этих костюмов до сих пор надевают пираты в сказке «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве». Таким материалом - «долгожителем» оказался вельвет Камышинского текстильного комбината. Выпускались такие красивые, сочные цвета, применялась отделка, которая хорошо держит переднюю часть костюма. Мне посчастливилось поработать с заслуженным художником России Ниной Гапоновой, она создала великолепные костюмы к различным постановкам. В 2001 года ею были созданы костюмы для оперы «Пиковая дама» Чайковского, черные и белые плащи, которые мы используем до сих пор. Сейчас в них выходит хор в фантасмагории «Кармина Бурана». Есть очень удачные вещи, которые используются в самых разных постановках и концертах по несколько десятилетий.
- Бывают спектакли тяжелые, когда много переодеваний. Возможно, есть постановки, когда костюмеры успевают наслаждаться творчеством на сцене?
- Пожалуй, только опера Чайковского «Иоланта», мы одеваем артистов всего один раз. На сегодняшний день сложный для нас спектакль «Кармина Бурана» Карла Орфа, буквально секунды даются на переодевание. Очень много костюмов в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, катастрофически мало времени, чтобы переодеть мужской хор. Очень тяжело всегда давался спектакль «Cosifantuttе», он как видеоклип, каждый кадр с новыми костюмами. Мы приспосабливались как могли, в каждой кулисе стояли костюмеры. У нас не ладилось первое время переодеть мужчин из восточных костюмов в свадебные. С момента, когда артисты убегают в одном костюме и выбегают в другом, проходило 20 секунд (!). Хронометраж всегда проверяем на репетициях. Сюзанну в опере В. Моцарта «Свадьба Фигаро» сложно было переодеть: три человека с фонариком стояли и ждали главную героиню. Первое время мы просили дирижера сыграть чуть сдержаннее один проигрыш… Костюмы у нее с многочисленными крючками. Молнии после определенных событий мы не приемлем в театре.
- Получается, что для костюмеров очень важным является слышать и слушать музыку?
- Конечно! Иначе могут быть досадные недоразумения. Играли на выезде оперу Дж. Россини «Севильский цирюльник», у нас не было возможности провести репетицию в костюмах на площадке. Помню, к нам выбежала актриса, мы должны были ее быстро переодеть в свадебное платье. А там три юбки, подъюбник, в темноте с трудом справились с ее костюмом. И тут я слышу, что мелодия совсем не та, а солистка уже убежала! Режиссер потом пошутил: «Наташенька, уж замуж невтерпеж!». Свадьба, конечно, состоялась в скором времени, но было смешно. С опытом мы выработали свои внутренние часы и всегда прислушиваемся к мелодии, которая играет на сцене.
- Что произошло с костюмами на молниях?
- Конфузная ситуация. У нас был спектакль, в котором у героини Джованны в опере Дж. Верди «Риголетто» было платье с турнюром (накладной подушечкой сзади по моде второй половины 19 века). Там была сложная конструкция и длинная молния. И в тот момент, когда Джованна пела свою арию… молния начала расходиться, к счастью, накладная подушка крепилась на ремнях, резинках. Это был такой ужас, у нас поднимались просто волосы на голове. Актриса быстро сообразила и выбежала в перерыв между арией, нам хватило буквально 10 секунд заколоть платье булавками. Стресс был жуткий и для нас, и для актрисы. Спасибо «световикам», они заглушили свет, солистка пела в полумраке. Мы всегда работаем в тандеме со всеми службами и совместными усилиями выходим из сложных ситуаций. С тех пор мы и не используем молнии в костюмах.
- Получается, что сцена «проверяет» костюмы на прочность?
- Именно так. Иногда при работе над постановками бывают творческие разногласия - художник видит костюм так, режиссер по-другому, а актеру нужен не только эффектный, но и удобный костюм, что для нас, костюмеров, так же является очень важным. Ведь на сцене в прямом и переносном смысле может произойти все что угодно...
- В жизни какой стиль предпочитаете? Вносите что-то от театральных образов в свои наряды при выходе в свет?
- Когда я только начала работать в театре, то мне нравилось фотографироваться с друзьями с разными аксессуарами: бантами, перчатками, шляпами... А сейчас на выход туфли и платье, а в повседневной жизни акцент на комфорте и простоте.
Анжела БуцкихНовости на Блoкнoт-Волгоград