Тогда и сейчас: каким был раньше общественный транспорт Волгограда
Читайте также:
- В Волжском скутерист на скорости влетел в иномарку (30.08.2019 20:02)
- Мэр Волгограда вручил награды накануне Дня города (30.08.2019 19:27)
- Полиция обнаружила обглоданный собаками труп мужчины в Волжском (30.08.2019 16:41)
- Общественный транспорт в Волгограде станет бесплатным (30.08.2019 12:43)
Загадочные аббревиатуры ЗиУ, МТБ, ВМЗ, MTTA и многие другие также загадочно канули в прошлые десятилетия истории. А все это целые марки троллейбусов и трамваев, когда-то перевозивших жителей Волгограда. С тех пор многое изменилось, на улицах города на благо горожан работает теперь совсем другой, современный транспорт. А старое глядит на нас с фотографий.
«Блокнот Волгограда» предлагает посмотреть, вспомнить, сравнить, как раньше выглядел тот транспорт, на котором, как это водится, горожане ежедневно все также опаздывали на работу, а вечером стояли в традиционных пробках.
Немного о трамваях Царицына-Сталинграда-Волгограда
Царицын оказался первым уездным городом России, в котором 9 апреля 1913 года появился трамвай. Первая трамвайная линия в городе проходила от станции «Тихорецкой» в сторону центра города до площади Никольской (в настоящее время - пл. им. Ленина). Ее протяженность составляла около 10 километров.
Еще один знаменитый факт - во время Сталинградской битвы практически все трамвайное хозяйство было уничтожено. Так началась пора восстановления. К ноябрю 1944 года после восстановления железобетонного моста через реку Царицу открылось трамвайное движение до лесозавода им. Куйбышева. Вскоре появилась трамвайная линия от завода «Красный Октябрь» до тракторного завода.
С 1949 года в Сталинград стали поступать вагоны МТВ-82, которые эксплуатировались в городе до 1973 года. Всего в 1953 году в Сталинграде действовало 9 трамвайных маршрутов.
Трамвай в самом южном Красноармейском районе Волгограда появился к 1958 году. Здесь открыли трамвайное движение по маршруту №11, в эксплуатацию ввели трамвайное депо №3, но соединять с сетью в центре города ее так и не стали.
В ноябре 1959 года трамвайный парк пополнился вагонами Т-59Е и Т-2-62 производства завода Гота (ГДР). Они проработали на трамвайных маршрутах Сталинграда–Волгограда до 1972 года.
И только к сентябрю 1967 года в Волгограде стали появляться известные комфортабельные вагоны чешского производства «Татра» Т-3. Они стали основой трамвайного парка города. До сих пор их волгоградцы видят на улицах города.
К 1970 году в Волгограде начали строить известную волгоградскую подземку – наземные участки линии, в 1976 году была построена ее подземная часть. А 5 ноября 1984 года было открыто постоянное пассажирское движение на первой очереди волгоградского скоростного трамвая. Ее протяженность составляет 13,5 км. (в том числе 3,5 км – подземная часть, две подземные станции, одна – на эстакаде).
Кстати, в марте 1978 года трамвайная линия перенесена с проспекта им. Ленина на улицу Краснопитерская (сегодня – ул. им. Чуйкова).
В 1985 году началось строительство второй очереди СТ. Пуск второй очереди СТ состоялся 1 декабря 2011 года. Это подземный участок с тремя станциями протяженностью 3,8 км. Сейчас скоростной трамвай в Волгограде соединяет пассажирским сообщением пять районов города из восьми. На маршрутах СТ эксплуатируются вагоны с двусторонним расположением дверей и двумя кабинами водителя, а также вагоны Татра Т3.
Смотрите, троллейбус!
Сеть троллейбусов начала формироваться в Волгограде уже после войны. И тоже имеет в городе свою отдельную историю. Движение открыли еще в Сталинграде 31 декабря 1960. Первый маршрут по протяженности был сравнительно небольшим - начинался на Привокзальной площади, выходил на проспект им. Ленина и заканчивался на площади Возрождения. Затем маршрут в Волгограде постепенно продлевали.
Троллейбус постепенно добрался до проспекта Металлургов, до школы №12, до площади имени Дзержинского, и наконец в 1965-м – до Нижнего поселка ВГТЗ. А еще через несколько лет появился в Красноармейском районе. И так далее в других районах. Новые «ветки» открывали вплоть до 2010 года
Когда-то в Красноармейском районе параллельно ходили «пятерка» и «шестерка». С завода «Каустик» они везли пассажиров сначала на сажевый завод, а потом на набережную. Троллейбусное сообщение в самом южном районе Волгоград было закрыто в феврале 2016 года.
Преимущественно, первый парк сталинградских троллейбусов состоял всего из 20 троллейбусов типа МТБ-82Д, а первый отряд водителей троллейбусов был из 30 человек. Их начали готовить ещё в мае 1960 года. За прошедшие годы маршрутная сеть активно развивалась, и насчитывала 16 маршрутов, а количество троллейбусов превышало 300 единиц. Последний новый маршрут № 10а был открыт 12 марта 2018 года.
Некогда троллейбусная сеть Волгограда, которая развивалась и стремительно росла, сегодня в городе наоборот в состоянии вырождения. Последние годы город то и дело сотрясали закрытия депо в Красноармейском и Кировском районах. Депо в Дзержинском районе преобразовали в ремонтную базу. Троллейбусный парк города в том числе давно не обновлялся и его подвижной состав сокращается за счет того, что часть транспорта просто списывают.
На данный момент троллейбусного сообщения больше нет в Красноармейском и Кировском районах города, разобраны линии по шоссе Авиаторов от улицы Землячки до Рыбокомплекса, по улицам Мира и Симбирцева, от проспекта Ленина по улице Краснознаменской и набережной 62-й Армии до Речного вокзала и практически полностью «красноармейская» сеть, линии по 2-ой Продольной магистрали и улице Автомобилистов от улицы Тополёвой до Обувной фабрики, по улице Михайлова до Нижнего посёлка ВгТЗ не используются.
Отметим, что в 1989 году на волгоградском троллейбусе можно было прокатиться за 5 копеек.
А вот и автобус...
Есть те поколения, которые еще помнят волгоградские ПАЗы, МАЗы, ЛиАЗы и другие марки, в корне отличающиеся от современных низкопольных Volgabus.
И, действительно, автобусы еще та «живая» часть волгоградского общественного транспорта, которая периодически в городе да обновлялась.
Во времена СССР в Волгограде существовал довольно развитый автобусный парк. По городу пассажиров перевозили ЛиАЗЫ, на самых загруженных маршрутах трудились «Икарусы». Работали автобусы и на близкие окраины, доставляли пассажиров к предприятиям.
К 1990-му году волгоградскую автобусную сеть существенно сократили, и довольно долго она оставалась совсем незначительной. Перевозки на городских маршрутах до 2000-х осуществлялись пятью предприятиями.
В дальнейшем в городе все же случилось возрождение многих прежних маршрутов, зачастую с некоторыми изменениями, а на линии вышли новые единицы подвижного состава.
Отчасти существующая автобусная сеть охватывает все районы города, в том числе многие отдельно расположенные кварталы, отрезанные от основной сети улиц. Лишь некоторые точки города остались незатронутыми и нет прямого автобусного сообщения между частью удалённых друг от друга районов.
Отдельная особенность Волгограда - проведение городских автобусных линий в наиболее удалённые места.
Напомним, что к 2015 году в автобусном парке Волгограда произошло глобальное обновление. Тогда в город привезли множество новых низкопольных автобусов Volgabus 5270 СитиРитм с газовыми двигателями. Также сейчас на дорогах можно увидеть низкопольные ЛиАЗ-5292.67, тоже работающие на газу.
Анна Фомиченко
Новости на Блoкнoт-Волгоград