Тогда и сейчас: как ради музея в Волгограде снесли трамвайное кольцо
Читайте также:
- МЧС предупреждает о гололеде и усилении ветра в Волгограде (25.12.2020 15:50)
- Соучастник убийства из-за конфликта в родительском чате в Волгограде пытался выйти на свободу (25.12.2020 15:23)
- Противостоянию лыжников и сноубордистов положен конец: МегаФон обеспечил связью всех (25.12.2020 14:14)
- Дожди со снегом обещают синоптики в Волгограде в последние выходные 2020 (25.12.2020 12:06)
Сегодня по улице 13-Гвардейская ничто не напоминает о крупном трамвайном кольце, прямо у стен-руин мельницы Гергардта. Об этом теперь помнят архивные снимки. Сейчас на месте трамвайного кольца находится знаменитый на весь мир музей-заповедник «Сталинградская битва».
Многие волгоградцы знают, что трамвай некогда ходил по исторической улице Советской. В конце 1950-х годов в Сталинграде трамвайное кольцо находилось на улице Советской у школы №81 рядом с Центральным рынком на площади Октябрьской. Оно было настоящим трамвайным узлом Сталинграда. Появился, вероятнее всего, в 20-е годы.
Здесь находилась центральная диспетчерская станция. Данное кольцо являлось общим для маршрутов №1 и №4, следующих из центра города до Максимовского разъезда и в Ельшанку. К данному кольцу прилегало кольцо трамвая по маршруту №8 - «Центр – Больница Ильича».
В 1959 году в городе развернулось масштабное строительство проспекта имени Сталина — сейчас — знаменитый проспект имени Ленина. И данное трамвайное кольцо принимают решение перенести от Центрального рынка на улицу имени 13-й Гвардейской Дивизии. По сей день она не поменяла своего названия.
Так кольцо с площади Октябрьской поселилось на месте будущего музея. С одного кольца на улице имени 13-й Гвардейской дивизии трамваи отправлялись в путь по «северному» маршруту — до тракторного завода. Со второго — по «южному» и юго-западному — трамваи везли пассажиров в Ворошиловский, Советский и Дзержинский районы города.
Данное кольцо в Волгограде просуществовало недолго — всего 8-9 лет. В 1967 году, перед началом строительства музея-панорамы «Сталинградская битва», трамвайное кольцо с 13-й Гвардейской было перенесено на улицу 7-й Гвардейской Бригады. Кольцо перенесли на тогдашний пустырь улицы 7-й Гвардейской, построив здесь новое разворотное. На улице 13 Гвардейской пути вскоре демонтировали. Это кольцо волгоградцы могут видеть и сейчас, при этом оно давно не используется постоянно, конечная является только резервной.
Из-за переноса трамвайного кольца с улицы 13-й Гвардейской пришлось вносить изменения в расписание сразу четырех маршрутов, два из которых продлили, два других - сократили - 1 - «Ул. 7-я Гвардейская — Ул. Мончегорская» — продлён, 2 - «Ул. 7-я Гвардейская — Школа № 36» — продлён, 8 - «Ул. 7-я Гвардейская — ВгТЗ» — сокращён, 10 «ул. 7-я Гвардейская — Жилгородок» — сокращён.
Вплоть до 1978 года трамваи, которые перевозили жителей, шли со стороны Дзержинского, Советского районов по улице Советской, на улице Наумова поворачивали налево, затем, повернув направо, выезжали на проспект Ленина, пересекали улицу Пражская, поворачивали направо и разворачивались на кольце 7 Гвардейской.
Март 1978 года — трамвайные пути с проспекта Ленина убрали на современную улицу Чуйкова. Транспорт стал поворачивать на улице Наумова направо, выходить на Краснопитерскую (Чуйкова) и шел вдоль Волги до самого кольца.
Все это время шла активная стройка первой очереди линии СТ.
Наконец, в ноябре 1984 года в городе была введена первая очередь скоростного трамвая - с двумя подземными станциями («Площадь Ленина», «Комсомольская») и одной надземной («Пионерская»), с разворотной петлей на площади Чекистов. Организован новый трамвайный маршрут СТ «ВгТЗ — Пл. Чекистов».
И необходимость в «восьмерке», которая шла аж с севера города, отпала. Еще через год ввели в эксплуатацию трамвайное кольцо на улице Краснознаменской для трамвайных маршрутов №1, 2, 4, 10. Трамваи этого маршрута стали разворачиваться на новом кольце.
В этом же году пути по улице Советской и вовсе убрали. Так прошлое кольцо с 13- Гвардейской, которое было «перенесено» на 7-ю Гвардейскую, оказалось резервным. В том же году трамвайное движение окончательно было закрыто в центре Волгограда на улицах Чуйкова, Краснознаменской, Наумова.
С ликвидацией линии в центре города образовались три независимые трамвайные системы.
Ирина Рассказова
Новости на Блoкнoт-Волгоград