Волгоград Воскресенье, 01 декабря
Общество, 19.09.2020 12:47

«После дистанционки все дети приехали уставшие»: студентка волгоградского вуза в финале конкурса лучших вожатых страны

Студентка Волгоградского государственного социально-педагогического университета Валерия Балашова вошла в число 14 финалистов из более чем 1200 участников конкурса профессионального мастерства среди вожатых. В финале Олимпиады, которая проходит с 18 по 20 сентября в Москве, ей предстоит пройти 8 конкурсных испытаний. По их итогам будет назван лучший вожатый России.

VI Всероссийская Олимпиада вожатых, организованная МОСГОРТУРом при поддержке Департамента культуры города Москвы, завершится уже завтра, 20 сентября. Вполне возможно, что студентке из волгоградского вуза удастся выиграть.

Валерия, расскажите о себе, на какому курсе университета учитесь, на какой специальности и почему выбрали ее. Какие языки изучаете?

- Учусь в Волгоградском социально-педагогическом университете на 4 курсе Института иностранных языков. Направление - «Испанский и английский язык». Еще при поступлении для себя решила: быть педагогом интереснее, чем переводчиком. Для себя выяснила, что педагогика — очень интересная и обширная вещь, о которой я сначала ничего не знала, потом прониклась.

Как давно связали жизнь с летними лагерями, почему решили стать вожатой? Где уже успели побывать?

- Студенческая жизнь заставила. Мы, педагоги — педагогическое направление, должны проходить практику в детских оздоровительных лагерях в качестве вожатых. Именно так первый раз в жизни я попала в лагерь, поехала в «Чайку», Светлоярский район. До этого никогда в лагерях не была. Сначала было сложно сориентироваться, вся лагерная «кухня» была неизвестна, в отряде оказалось чуть менее 30 человек. Узнавала все нюансы на практике, помогали более опытные вожатые. Но случилось так, что первый раз поехала и...осталась.

Сначала это было что-то пугающее, что-то новое, но даже вдохновилась. Все случилось после 2 курса. Езжу до сих пор. Лагерь — то место, где проникаешься дружбой, единением — всех много, но все одна команда, которая слаженно работает, а цель — отлично провести время, и она выполняется на протяжении всей смены. Работала с детьми от 13 до 17 лет. А с подростками кажется, что сложно, на это не так, с ними интересно!

Какие они, почему бывают сложности?

- Считается, что старшие отряды сложные, потому что могут показать свое «я», характер, отказываться, например, участвовать в лагерных мероприятиях. Но когда «втягиваешь» их, мотивируешь, находишь подход, они еще больше начинают работать сами. Сами что-то создавать, придумывать «вечерки», писать стихи, петь песни, делать это вместе. Их нужно немножко «подтолкнуть», и все.

Есть какие-то секреты, как побудить подростка к лагерной жизни?

- Работает азарт, когда есть соревновательный момент между отрядами. Им тяжело проигрывать младшим отрядам по баллам. Хороший вожатый конечно это использует в работе. Малышей заинтересовать проще, их внимание еще легко переключить. Также они могут очень быстро «загореться» и быстро «перегореть». Но везде есть свои сложности.

Дети за это время научили чему-то необычному или, наоборот, вы их?

- Дети научили меня радоваться мелочам и открываться новым людям. Иногда про это забываешь, а иногда это совсем проходит мимо. Когда с ними работаешь, они оказываются очень открытыми, искренними. Вдохновляюсь, и хочется снова также творить, открываясь другим людям. Еще дети, я от них очень многое узнавала — знают игры, блогеров, фильмы, которые я бы никогда не стала искать.

Приходилось работать со сложными детьми?

- Бывали. Мальчишки-хулиганы, которые пытались показать себя в качестве негласных лидеров. С такими детьми, если найдешь общий язык, с ними потом очень легко. Это называется заслужить авторитет. Конфликтов не припомню. Когда отряд живет 21 день вместе, понятно, что случаются разные моменты. Вожатый должен уметь свои эмоции чуть «заглушить», не выплеснуть их на детей, потому что сразу последует «цепочка реакций». Разозлился ты — разозлится еще половина отряда.

Как обстояли дела в этом году, успели съездить в лагерь или пандемия наложила свой отпечаток?

- В этом году успела съездить, была всего одна смена. Ездила в «Чайку». Работала в роли старшей вожатой. Это не просто были дети в отряде, а взрослые дети. Коронавирус наложил свой отпечаток. Измерение температуры и прочие манипуляции — местами это было не то, чтобы раздражающее, скорее отвлекающее. Нужно было обязательно измерить температуру, соблюсти графики проветриваний помещений, мероприятия — все по максимуму на улице. Встречали детей в лагере в масках, перчатках — жара стояла дикая. Когда лагерь заработал, покидать его мы не могли, все находились на одной территории, стало проще.

После «дистанционки» практически все дети приехали «уставшие», потому что сидели все время дома. Для них лагерь оказался глотком свежего воздуха. Это было видно. Детей было намного меньше, отряды очень сплотились. Детей тянуло к живому общению, к активности. Приезжали в основном те, кто чаще ездит в лагеря, но были и те, кто приехал в первый раз.

Валерия, вы активная студентка. Участвуете во всех мероприятиях, которые предлагает университет? Чем кроме университетской жизни занимаетесь еще?

- Я член профкома ВГСПУ со 2 курса, состою в профсоюзе с 1 курса. Очень много мероприятий проводится от профкома, в них участвую. Также сейчас в вузе возрождается РСО — российские студенческие отряды, сюда же входят педагогические отряды, вожатство. Проводится параллельно еще один конкурс, в нем тоже участвую. Большую часть времени у меня все-таки занимает общественная деятельность, педагогическое образование с двумя языками — на что-либо другое его остается слишком мало.

WhatsApp Image 2020-09-19 at 10.57.22.jpeg

Почему решили заявить о себе и побороться за звание лучшего вожатого России?

В социальных сетях в феврале увидела объявление от «Лиги вожатых». Решила попробовать. Стало интересно попробовать себя. Был заочный тур. По его результатам выбрали финалистов, финал планировали провести в апреле, но перенесли на сентябрь. Перед этим было необходимо направить заявку, прислали задние с педагогическими задачами. У меня одной из задач была задача придумать игру с залом во время вечернего мероприятия, когда неожиданно выключилась музыка. Главное — нельзя было отпустить детей спать, потому что они готовились.

Когда пришел ответ — приглашение на финал?

- Это был мой день рождения 30 марта. Мне с утра позвонили и сообщили, что я прохожу, я в финале - одна из 14 финалистов. Конечно, я очень обрадовалась. Но сразу предупредили — финал переносится. Мы должны были поехать в Подмосковье на базу детского лагеря, все проходит сейчас в Москве. Конкурс займет три дня, и продлится до воскресенья, 20 сентября.

Расскажи о деталях и этапах конкурса, что предстоит доказывать и с кем соревноваться? Конкуренток из других городов будет много?

- У нас уже есть 2 задания, которые мы должны были подготовить дома. Одно из заданий - мастер-класс, у всех своя тема, каждый из финалистов будет показывать что-то свое. Рассказ на аудиторию вожатых. Второе задание — переозвучить одну из сцен «Гарри Поттера» по определенной теме. Темы у всех разные. Оценивать будет жюри, какое — пока тоже секрет.

Всего нас 14 человек, все из разных регионов. Это участник из Ставрополя, москвичи, Новокузнецка, Томска, Красноярска, все из разных уголков России. А вот какие задания будут еще - аналогично пока не знаю.

Что в качестве приза обещает конкурс, кроме звания «Лучшей вожатой России»? К чему оно обязывает после конкурса?

- Эту деталь пока нам тоже не раскрывают. Возможно, будет что-то еще. Получив такое звание, я думаю, вожатый должен развиваться дальше, не останавливаться на достигнутом. Если такое звание получаешь, нельзя остановиться и сказать: «я ведь уже лучший». Работа вожатого это показывает, нельзя быть сразу просто лучшим. Или даже если победил в конкурсе — ты лучший. Нет, нужно обязательно продолжать развиваться, в противном случае выпадаешь из времени, реальности, а она постоянно меняется. И все, так ты уже точно не классный — это точно!

Как думаешь, справишься, с чем могут возникнуть сложности? Легко решаешь неординарные задачи?

- Думаю, у меня могут возникнуть сложности с какими-нибудь общеизвестными лагерными традициями, но с которыми я мало сталкивалась. Возможно, что-то связанное с легендами, возможно, с событиями в лагерями. В любом лагере есть что-то свое, но есть и общее. Но думаю, что справлюсь.

Да, неординарные задачи решаю достаточно легко, потому что умею остановиться подумать, «не рубить с плеча». Даже когда дают быстрое задание — несколько секунд есть подумать.

Быть вожатым сложно? К чему должен готов тот, кто только планирует отправиться в смену?

- Местами сложно — местами интересно, местами хочется все бросить и просто пойти спать. За 21 день в постоянной компании людей можно устать от общества, от нагрузки, постоянной ответственности за детей. От этого может накопиться усталость. Но то, что получаешь взамен — преобладает над всем, над всеми сложностями. Бывает сложно, но все равно и интересно.

Главное — прислушиваться, наблюдать за другими, как работают они. Не допускать чужих ошибок. Прислушиваться к другим, опытным, вожатым, детям. В лагере всегда есть тот, кто может помочь. Никогда не бывает такого, чтобы вожатый один, у него дети, что делать с проблемой — неясно. Ну и спрашивать совета, если есть страх, непонимание, не бояться. Всегда могут дать поддержку и дети, если ладишь с ними.

Что может испортить смену?

- Каждый день в лагере — это целая жизнь. Что-то кардинально испортить не может, ну если это конечно не то, что может испортить настроение любому человеку в любой день. Нужно постараться очень сильно. Все проблемы и недомолвки, все это забывается. Очень многое успевает случиться, эмоции прошлого дня быстро забываются.

Считаешь себя лучшей вожатой? Какими качествами должен обладать такой человек?

- Нет универсальных характеристик идеального вожатого. Он может быть разным. Есть базовые качества: ответственность, доброжелательность, это должно быть, обязательно. Идеальным вожатым может быть каждый, кто заинтересован в работе с детьми.

Не знаю, могу ли я назвать себя лучшей, считаю, что человек не может быть лучшим в чем-то, всегда найдется тот, кто знает больше.

Чему тебя научило вожатство, это ценный опыт знакомства или что-то другое?

- В жизни начинаешь применять то, о чем узнал в лагере. О том, как найти контакт с людьми, не понимал, почему не ладится общение, попробовал найти контакт с разными детьми, теперь уже знаешь как найти что-то общее, разговорить. Это и творческий опыт. До сих общаюсь с теми, с кем познакомилась в первой смене. Всегда находится тот, кто близок, с кем по пути. Есть дети, с которыми я до сих пор общаюсь.

Помнишь смешной или необычный случай из практики?

- В каждой смене есть дети, моменты, ситуации, которые могут очень сильно смешить. В каждом отряде это будет что-то свое, это локальные шутки, как в школе. В одном классе поймут, в другом уже нет.

Какие планы у тебя на ближайшее время? Планируешь связать свою жизнь с преподаванием в школе и детьми ?

- Сейчас финал олимпиады, идут заочные туры в «Лиге вожатых». Это масштабный конкурс вожатых, где сначала заочные туры, очные по кругам и потом Всероссийский финал. Если я пройду в следующий заочный этап, то поеду в Симферополь на окружной этап. Накануне узнала, что прошла в следующий заочный тур. Цель — дойти до финала. Планирую закончить университет — основная цель. Летом обязательно поехать в лагерь. Теперь я без этого свое лето не представляю. Не поехать ни в одну смену, нет, я так не смогу точно.

Рассматриваю и работу в школе, и работу в вожатстве, общественной деятельности. Школа - это тот вариант, который у меня остается всегда.

Кто тебя будет поддерживать во время конкурса в Москве? Расстроишься, если не удастся вырвать победу?

- Все, кто занимается вместе со мной этой деятельностью, все, с кем я познакомилась и продолжаю общаться. Другие вожатые меня уже поддерживают, вожатые в университете, ребята в университете, из общественной деятельности.

Я не приехала в Москву с целью — я единственный победитель, забрать основную награду. Важно то, что я смогу почерпнуть у других вожатых из других регионов. Приехала узнать их опыт, поделиться своим.

Справка: 

Валерия Балашова, 21 год

Образование: студент 4 курса Волгоградского социально-педагогического университета Института иностранных языков, направление "Испанский и английский язык"

Не замужем

Беседовала Анна Фомиченко

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
лица городаконкурсвожатаяВалерия Балашова
1
0