Из русских людей делают навоз для других народов, - худрук «Лазоревого цветка» Геннадий Сипотенков
Читайте также:
- Чаще всего за выявлением оскорблений обращаютcя депутаты, – волгоградский эксперт по лингвистической экспертизе Лариса Шестак (30.10.2017 22:00)
- Зарубежные производители пичкают рыбу антибиотиками и красителями, - волгоградский ихтиолог Сергей Яковлев (16.10.2017 21:43)
- Скоро Луна станет обитаемой, мы сможем там жить и работать,- специалист Волгоградского планетария Ольга Колесникова (03.10.2017 16:23)
- Мужчину я могу соблазнить одним голосом, - волгоградка Валентина Бахвалова (11.09.2017 22:09)
1 ноября стало известно о смене руководителя Волгоградской областной филармонией. Им стал экс-директор музкомедии Станислав Малых. Многие артисты и работники филармонии вздохнули с облегчением.
После громкого скандала вокруг казачьего ансамбля «Лазоревый цветок» появилась надежда, что новое руководство сохранит коллектив и не допустит сокращений. Ведь в 2017 году ансамблю исполняется 20 лет.
«Лазоревый цветок» - это уже два поколения артистов, тысячи поклонников, счастливые зрители не только в Волгоградской области, но и далеко за ее пределами. К юбилею ансамбль подготовил поклонникам новую программу, а уже в феврале коллектив отправится на гастроли в Саратов. Но все эти планы чуть не оказались на грани срыва, когда солистов коллектива, по сути, сократили, руководство филармонии не продлило с ними контракты.
Художественный руководитель «Лазоревого цветка» Геннадий Сипотенков уверен, что теперь, со сменой руководства, все скандалы, сокращения и срывы концертов уйдут в историю.
«Корочки у нас есть не у всех»
- Геннадий Федорович, несмотря на все проблемы и скандалы, ваш коллектив недавно прошел аттестацию. Это говорит о профпригодности артистов?
- Да, все артисты до единого прошли аттестацию, причем успешно очень. И поэтому я был крайне удивлен, когда речь зашла о том, что работать в некоторых сферах имеют право только те, у кого есть профильное образование. Я специально начал изучать закон, действительно ли это так. Пока нашел, что обязательно это, например, для медиков, учителей, спасателей. Но не для артистов. Музыканты великие порой вообще не имели никакого образования. Тот же Шаляпин. Тем не менее он был великим. Но чиновники руководствуются законом, каким бы он абсурдным не казался.
- А у вас не все артисты имеют профессиональное образование?
- Нет. Корочки есть не у всех. Но у меня ребята все потомственные казаки, они поют песни, на которых выросли с детства. И я уверен, что показатель в данном случае не наличие диплома, а любовь зрителей и профессионализм.
«Так наши деды и бабки пели»
- Ваши артисты все родом из нашего края?
- В основном, да. Из глубинки области. У меня самого предки из станицы Молодецкой, хутор Кувшинов.
- Ведь ваш коллектив чем и выделяют среди ансамблей такого направления – говор. Настоящий живой казачий говор. Его трудно поставить искусственно.
- Да. В институте такому не научишь. А еще и с этой стандартизацией, которая все, как они говорят, упорядочивают. И с языком делают то же самое. Вот смотрите. В Германии несколько диалектов, и они их берегут. А мы нет. С диалектами столько проблем всегда было. Лет 20 назад, когда я работал в университете, у нас председатель профкома была, она приехала откуда-то из глубинки, из станицы и признавалась, как она страдала от своего говора. Три года она из себя «выкорчевывала» это. Говор не приветствовался.
- А как удалось сохранить в коллективе такое языковое богатство?
- Ну, ребята-то приезжают с этим говором уже. Вот Андрей Архипов с хутора Сенного, у него потрясающий казачий говор с детства. Он в таком произношении вырос и сохранил его, передал остальным нашим артистам. Андрей у нас прямо гутарит, как на малой родине.
И потом, мы же постоянно ездим с концертами по хуторам, там диалект, конечно, заметен. Постоянное общение со старожилами таких отдаленных населенных пунктов – это тоже большой плюс в творческую копилку. К тому же, основная наша работа – это работа с многоканальными записями, которым уже 40, 50 лет. Тогда еще жила очень мощная традиция. И тут, конечно, огромная благодарность Сергею Кабанову, фольклористу, собирателю народных песен.
Очень много материала было собрано и использовано из станицы Усть-Бузулукской. Ведь вы поймите, пусковой механизм песни – это слушание. Песня передавалась из уст в уста всегда, от родителей к детям, с молоком матери целый культурный пласт нам передался. Ребенок находится в утробе матери и уже слышит песни, которые она поет, он уже знает родной голос, родные мотивы. Поэтому зачастую мальчики из таких вот хуторов, поступающие в институт, знают казачью песню лучше, чем педагоги. Институты просто уничтожают это в детях. Не все, конечно, но очень многие. А к народной песне надо относиться очень бережно.
- Вы обижаетесь, когда ваш коллектив, как и многие казачьи ансамбли, называют ряжеными?
- Да я на это даже внимание не обращаю. Дело в том, что есть 4 классификации сценических фольклорных коллективов. И люди в этой классификации не разбираются. Ну вот смотрите. Первое – это аутентичные коллективы. Это непосредственные носители традиций, те, у кого мы учимся, с которыми встречаемся в хуторах. Этим бабушкам минимум по 60-70 лет, а то и больше. Не забывайте, что у каждого Пушкина была своя Арина Родионовна. Вот и у каждого исполнителя также.
Второй вид – это те, кто занимаются репродукцией. Это мы. Максимально точно воспроизводим песенную традицию, интонации, говор. Вот для этого и существуют многоканальные записи, которыми должен заниматься каждый коллектив. Артисты должны впитывать все буквально до вздоха, тогда это будет качественная репродукция. У каждого исполнителя должен быть свой учитель. Нас, например, есть учитель Пикасов, который прекрасно голосит. Его, конечно, давно нет. Но он продолжает жить с нами в творчестве.
Третий тип – это аранжированный фольклор и третий – стилизация под народную песню.
- Именно со стилизацией вас путают, когда называют ряжеными?
- Ну да. Но ведь главный критерий нашего мастерства – это оценка зрителей. Причем не просто оценка, а оценка, прошедшая годы. Ведь сколько исполнителей и ансамблей-однодневок! Наши же зрители с нами уже 20 лет. Причем зрители из глубинки, которые уж точно могут оценить, правильно мы поем казачью песню ли нет. Вот они в восторге, на концертах подпевают нам и говорят: «Ну точно, как деды и бабки наши пели!»
«Мы такую зарплату получать не можем»
- А дети, которые идут учиться на народное отделение, они понимают, какие у них перспективы в будущем?
- Вот вы этим вопросом сейчас затронули одну очень актуальную тему – престижность профессии. Раньше были престижными юристы и бухгалтеры. Сейчас это уже не престижные профессии, и, по прогнозам, будут еще падать, потому что многие функции сейчас уже выполняют специальные программы, технологии. Но все равно престижность профессии госслужащего – она не падает. Все пытаются правдами и неправдами пробиться в госслужащие, стать чиновниками. Потому что там зарплата. Мы такую зарплату получать и предлагать артистам не можем. Поэтому престижность профессии - она складывается из двух факторов: уровень заработных плат и значимость в обществе. Понимаете, да, о чем я? Нет у нас для артистов ни первого, ни второго пока. Но я все равно глубоко убежден, что народная песня – это элитарная песня, это музыка элиты, духовной элиты. Так что мы поем далеко не для всех. Народная песня требует особой подготовки и особого мастерства.
А у нас так называемый прогресс идет, к сожалению, по другому пути. У нас популярны артисты-однодневки. Вы сегодня услышали песню, он вам понравилась, вы ее даже послушали 3-4 раза. Но через год вы о ней не вспомните. А элитарная музыка – это та, которая живет в вас спустя десятилетия. И я когда увидел передачу «Фактор М», хотел позвонить в структуры. Сидит в кресле Меладзе, рядом девушки, члены жюри. И выходит конкурсант, молодой паренек и поет «Как при лужке, лужке, лужке». Спел довольно середничково. Жюри не оценили. И девочки тоже: «Ну да, не очень. Но давайте он еще что-нибудь споет».
И тут паренек совершенно прекрасно исполняет какую-то известную песня на английском языке. Качество исполнения, я же слышу, уже совсем другого уровня. И все в жюри ахнули. Мы прекрасно все понимаем, что это шоу, прописывается сценарий заранее. Ну так вот вы мне скажите – это специально так выставлено, чтобы показать, что своя песня так себе, а на английском – ну совсем другое дело? Вот так прививают нам любовь не к своей песне, не к своей культуре. А помните, как говорил Столыпин? «Народ, который потерял любовь к своей собственной культуре, становится навозом для других народов».
- Благодарим вас за беседу, Геннадий Федорович, за ваше творчество и желаем творческих успехов вашему коллективу. Радуйте нас и дальше качественной, настоящей казачьей песней. И пусть вам в этом никто не мешает!
- Спасибо. А я, пользуясь случаем, приглашаю всех волгоградцев на наш концерт, который состоится 8 ноября в ЦКЗ. Мы готовим эту программу для вас, будет много прекрасных песен, это будет настоящий отдых для души.