Волгоград Среда, 27 ноября
Общество, 16.01.2017 16:26

Два раза в моей жизни пролетал ангел, - ведущий артист Волгоградского молодежного театра Игорь Мишин

24 января известному волгоградскому актеру, ведущему артисту Молодежного театра Игорю Мишину исполняется 50. 

Десятки сыгранных ролей, множество совершенно разных образов мастерски освоил актер. О том, что такое талант, о чем говорят актеры за кулисами и как не поймать на себе удивленный взгляд зрителя, артист рассказал журналисту сайта «Блокнот Волгограда».

15 января в своем бенефисе Игорь Мишин сыграл роль графини из пушкинской «Пиковой дамы». Это одна из любимых зрителями постановок Волгоградского молодежного театра. Спектакль поставлен по пьесе екатеринбургского режиссера и драматурга Николая Коляды.

- Игорь, а вас не смутило, что режиссер вас увидел в женской роли?

 - Да она на самом деле не женская. Честно вам скажу, графиня, на мой взгляд, это не обязательно женщина, это образ, некий бесполый образ, несмотря на ее воспоминания о всевозможных любовниках. Поэтому для меня препятствий совершенно не было в работе над этой ролью. И потом, мы обговорили с режиссером полное отсутствие грима. Я даже с бородой со своей остаюсь, у меня не будет ни шляпки, ни кринолина. Никаких попыток сыграть женщину, наоборот, это такая брутальная мужская история.

 - В спектакле поднимается тема рока и азартных игр. А вы человек азартный?

 - Весь азарт у меня связан исключительно с моей профессией. А так я не игрок ни в жизни, ни за карточным столом. Азарта предостаточно на сцене. Я даже когда работал в других театрах, мои коллеги, мэтры, высказывали недоумение по поводу того, что я не играю ни в шахматы, ни в покер, ни в преферанс. У нас в старом Большом академическом театре почему-то это было очень принято. А я категорически не люблю, так же как и рассказывать анекдоты, я знаю их всего два.

7fAKCwqnN7g.jpg

- Игорь, вы всегда в интервью говорите, что ваша профессия – самая лучшая профессия, которая могла с вами случиться. А были ли моменты, когда вы ее ненавидели и хотели бросить?

 - У меня был такой период в жизни, я вообще уходил из театра на 8 лет. Причем уходил тогда, когда у меня все было очень хорошо в плане актерской карьеры.

- Это было связано с какими-то семейными обстоятельствами или с эмоциональным состоянием?

 - Второе. Я вдруг испугался, что больше ничего в этой жизни не умею, мне стало страшно. Тогда мне было лет 30. Я смотрел, как стареют актеры, которые больше ничем не занимались, кроме театра. Смотрел, как многие стареет плохо, потому что с годами и театр становился им скучен и неинтересен, и блеск в глазах пропадал.

 - А как же талант? Он их оставлял?

 - Я уверен, что талант – это явление приходящее и также внезапно уходящее. Он как любовь.

 - А может талант прийти к человеку только в 50 или 60 лет?

 - Может, конечно. Как и любовь может прийти в этом возрасте. Талант - это очень непредсказуемая штука. Говорят, что с ним надо много работать, чтобы он продлился и прочее. Я не очень верю в это. То, что мы делаем – это не работа, не определенные навыки. Талант к этому никакого отношения не имеет. Ты можешь классно бить чечетку, чисто технически быть профессионалом, но если искры божьей не будет, это ничего не значит.

FioxzvvEO_8.jpg

 - А когда вы ушли из театра в 30 лет, почувствовали, что талант вас оставил?

 - Наоборот, там была, скорее, попытка сохранить его.

 - А вы в этот период пробовали себя в чем-то другом?

 - Я журналистикой занимался очень долго, работал продюсером, редактором в Москве, был и автором передач, и ведущим.

 - Игорь, если талант может прийти и уйти, и от этого зависит судьба актера, то какую роль тогда играет актерское образование?

- Никакую. Абсолютно. Все, что касается образовательного процесса в актерстве – это невероятная глупость. Потому что только в театре начинает что-то происходить с актером. Именно от количества ролей, от счастливой возможности встретиться с хорошим режиссером, с хорошим материалом. Только тогда актер раскрывается.

Как это обычно бывает в театральных вузах - на первом курсе все талантливые, все звезды и гении, потом, если это умелый педагог, они все к концу выпуска понимают, что они ничто. Если это умный преподаватель, он четко подводит к тому, что ничего пока в них нет, пустота… пока. Это даже еще не начало.

 - Это делается для того, чтобы у начинающих актеров не было завышенной самооценки?

- По идее, в этой профессии завышенная самооценка нужна. Но при этом обязательно должен быть момент самоиронии. Тот, кто считает себя суперзвездой, а про себя не думает: «Да ладно, я-то знаю», вот он идиот. Поэтому я-то может и покажу всем, что я суперзвезда, и никому не позволю над собой смеяться, но сам это делать буду и прекрасно знаю, какой я на самом деле. Иначе крыша поедет.

XgVLSYg21Jw.jpg

 - А как вы начинали «настоящую» учебу в театре после «ненастоящей» в театральном училище?

 - Когда я пришел в театр работать после учебы, я три или четыре года стоял на сцене с копьем, я ничего не делал. Все ждали, когда же я уже сломаюсь, уже ведь должен сломаться был за такое время. Потом волею случая начались работы. И опять же они были связаны с изменениями в моей жизни, что-то во мне изменилось, сломалось, что я вдруг стал интересен режиссеру.

 - А какие сегодня есть возможности у молодых актеров в Волгограде, как вы считаете?

 - К сожалению, сейчас складывается такая ситуация, что молодежь будет лишена возможности ездить на фестивали, ездить на гастроли, то, чего было предостаточно в моей жизни. Причина в отсутствии финансирования. А играть одну-две постановки в сезон -  это просто катастрофа для актера, это замкнутый круг. Потому что артисты, особенно молодые, должны очень много играть, даже в ерунде. Они должны ездить, они должны видеть мир. А сейчас уже нет денег на постановки, нет денег на гастроли, нам говорят: «Сидите спокойно в Волгограде, не надо вам никуда ездить». Это трагедия и начало конца.

 - Режиссер Молодежного театра Владимир Бондаренко в одном из интервью назвал вас опорным артистом труппы, на которого ориентируются молодые актеры. А вам комфортно играть с молодежью?

- Более чем. Потому что почивать на лаврах здесь не получается. И хорошо, что не получается. С ними не расслабишься, и это меня вполне устраивает.

 - А у вас случаются с молодыми актерами какие-то серьезные конфликты?

- Вот честно вам скажу, это, может быть, и плохо, но не бывает. Все привыкли, что театр – это клубок змей, самородков, каждый из которых такой ну очень значимый.  А у нас, как бы это банально не звучало, театр – это семья, честно. У нас бесконфликтный театр.  Именно, что касается закулисья. А конфликты – они на сцене, их там предостаточно.

 - Много комментариев в интернете по поводу того, что уж больно часто на сцене театра стали появляться алкогольные сцены, многим зрителям это не нравится. По этому поводу немало негативных отзывов было к спектаклю «Провинциальные анекдоты». Что вы на это скажете?

 - «Провинциальные анекдоты» - это Вампилов. Из этого произведения алкоголь  никак не уберешь. Там на этом и конфликт построен. Ведь что такое алкоголь – это перелом, это трагедия, это внутренний конфликт какой-то.

Честно скажу, я люблю выпить, но последнее время я что-то много во всех спектаклях это делаю. Я хочу хорошего, хочу сыграть какого-то ботаника.

24lYwjfBxEY.jpg

 - Игорь, женская часть ваших коллег по молодежному театру говорит, что у вас мягкий характер. Вы с этим согласны?

- Не сказал бы так. Я могу и взбрыкнуть, в гневе я страшен. Но это крайне редко бывает, меня очень сложно вывести из себя.

 - Значит, девушки в театре этих моментов еще не видели, раз говорят про мягкий характер?

 - Не видели. И слава Богу. Я поэтому и говорю, что у нас нет конфликтов. У нас молодой еще театр. Ни у кого еще крыша не поехала, никто звездной болезнью не страдает.

 - Игорь, а вы смогли бы стать преподавателем? В театральном вузе, например?

 - Нет. Я пробовал. Но дело в том, что если я вижу, что человек бездарен, я это не скрываю, не могу и не хочу скрывать, мне сразу становится скучно и не интересно, и это написано у меня на лице.

 - А в жизни вам легко притворяться и вводить людей в заблуждение?

- Нет, это стереотип, что актеры в жизни умеют притворяться. Чаще всего бывает, что чем ярче человек нашей профессии в жизни, тем хуже он на сцене. Для меня это уже давно аксиома. И наоборот, чем незаметнее в жизни артист, чем он серее, скучнее, тем он талантливее на сцене. Я видел таких людей, которые душа компании, шоу просто ходячее, всеобщий любимчик, но на сцене с ним не происходит абсолютно ничего.

 - А зритель это видит?

 - Когда на сцене пустой человек, видит. Особенно в таких маленьких залах. На большой сцене еще можно как-то спрятаться, твои глазки пустые не видно.

 - В молодежном театре нет разделения зрительно зала и сцены, актеры стоят практически впритык к зрителям. Вначале не было из-за этого какого-то дискомфорта?

 - Наоборот, это кайф. Я работал раньше в больших театрах, приходилось вещать, чтобы охватить весь объем зрительного зала. Много с этим уходило важного и проникновенного.

ZYoPnTrBtzM.jpg

 - Но в вашем театре зритель помимо того, что следит за действием, разглядывает костюмы, еще и в глаза вам постоянно смотрит, все 2 часа спектакля.

 - Конечно. И это очень интересно. Тут не соврешь. Тебя ничего не спасает, ни декорации не закрывают, ни технические какие-то эффекты, если ты голый король, то ты голый король. Вот и все. Это здорово и достаточно экстремально. Если ты в каком-то моменте вдруг выключился и стал пуст, зритель это чувствует моментально. На маленькой сцене классно работать.

 - Игорь, есть какие-то роли, которые вы бы не стали играть ни за какие деньги? Какие-то табу существуют?

 - Нет. Я такого не могу назвать. И табу на образы у меня нет. Потому что это все равно моя «кухня».

 - Игорь, а материалы разные вам одинаково даются?

 - У меня всегда конфликт с материалом вначале. Многие артисты говорят, что репетиции любят, я не люблю репетиции. Первое впечатление – и роль, и материал катастрофически мне не нравятся. Для меня это всегда конфликт мощнейший.

JC-kX46odC4.jpg

 - И это вы тоже не скрываете?

 - Нет. Почему я всегда и очень долго хожу с текстом на репетиции. Я не учу текст специально, дома я его не учу, даже очень большой текст.

 - Вы запоминаете во время репетиций?

 - Да. И помню, господин Серов очень нервничал, когда оставалось 5 дней до премьеры, а я был еще весь в этих листочках. Для него это был шок, конечно.

- Как же вы каждый раз выходите из этого конфликта?

 - А все равно любую роль ты делаешь своей, в процессе она подчиняется тебе.

 - А есть какая-то роль, про которую вы могли бы честно сказать: «Я не достаточно силен, чтобы ее сыграть, с этим я не справлюсь»?

- Нет, такой нет. Это не самонадеянность, я просто знаю свои силы джедайские, поэтому я и говорю, что такой роли нет.

 - Игорь, а что вас больше всего раздражает в людях?

 - С годами ничего. Раньше, наверное, что-то раздражало, сейчас уже ничего. Я уже научился прощать и глупость, и зависть, и неискренность, это все я спокойно прощаю и спокойно к этому отношусь. Все это есть, оно и во мне есть в той или иной степени. 

 - А что, по вашему мнению, нельзя простить актеру?

 - Предательство профессии.

 - Что именно вы подразумеваете под предательством профессии?

 - Туда входит очень много всего. Например, когда актер со временем начинает ходить в театр как на работу. А это же не работа, это не офис. Когда за кулисами происходят разговоры о дачах, о том, где картошка подороже, а где подешевле, - это тоже предательство. Это недопустимо в театре, я считаю.

 - Вы себе таких разговоров не позволяете?

 - Нет. Я вообще стараюсь ни в каких разговорах за кулисами не участвовать, особенно перед спектаклем, потому что считаю, что это очень опасно. Нельзя выходить со всем своим бытом, с детьми и распашонками, проблемами к зрителю, даже если дома все совсем непросто. Ибо, если ты выходишь с этим на сцену, используй это по назначению.

EjNML8aPv8s.jpg

 - А какие у вас были самые необычные ситуации на сцене не по сценарию?

- Самая необычная ситуация во время спектакля всегда – это когда ангел пролетает. Есть даже такой термин у театралов – «Ангел пролетел». Это происходит крайне редко, в моей жизни было только два раза. Когда все понимают, даже монтировщики за кулисами, все, кто в зале и кто на сцене, все понимают, что сейчас ангел пролетел. И даже чувствуешь ветер от крыльев, и в один миг это чувствуют абсолютно все. Вот это крайне редкий момент, у кого-то за всю карьеру актерскую его не бывает ни разу. Это такой момент истины, он дорогого стоит. Это что-то религиозное, мистическое, но это самое прекрасное, что может быть на сцене. У меня такое было два раза. Причем это вообще не зависит от спектакля, абсолютно.

 - А в этом театре, в Молодежном, у вас такой момент был?

 - Да. Но в каком спектакле, не скажу.

 - Игорь, скажите, у вас есть какой-то девиз по жизни?

 - «Надо жить медленно и неправильно».  Это слова советского писателя Венички Ерофеева.

 - А что вы любите читать?

 - Стал мало читать. Как и все сегодня. Это, конечно, плохо. Сейчас вот штудирую «Записки из подполья» Достоевского. И то, это связано с работой.

 - Мечтаете сыграть что-то из Достоевского?

 - Да

 - А какую роль?

- Не скажу, потому что созреваю для этого уже лет 5. Мои коллеги не понимают, почему я никак не переведу эту работу в активную фазу. А если озвучу, отступать уже будет некуда. Это какая-то нерешительность, это очень плохо на самом деле. Но я думаю, что в этом сезоне это уже произойдет.

 - Игорь, благодарим вас за интересную беседу, поздравляем вас с предстоящим юбилеем и желаем  в этом сезоне все же выйти на сцену в роли героя Достоевского.

DqBZ5Lbb2l4.jpg

Справка сайта "Блокнот Волгограда"
Игорь Мишин. Родился 24 января 1967;
В 1989 году окончил Волгоградское училище искусств;
В 1989 -1998 гг. работал в Рязанском государственном областном театре драмы, сыграл за это время более 60 крупных ролей, из них более 30 ролей первого плана;
С сентября 2007 года - актер Волгоградского молодёжного театра.

Анна Дребнева
Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградМолодежный театрИгорь Мишинбенефисюбилей
0
0