Я часто ем в Макдоналдсе, особенно летом, - волгоградская балерина
Читайте также:
- Страха смерти не было, было сожаление, - победившая рак волгоградский дизайнер (23.12.2018 21:57)
- Я же из Кировского, здесь добро должно быть с кулаками, - тренер сборной Волгоградской области по боксу (09.12.2018 18:30)
- Спасение бездомной собаки подарило мне долгожданное чудо, - волгоградка (19.11.2018 18:00)
- В Волгограде нужно бороться за все, за границей - только за медали, - заслуженный тренер России Анатолий Калашников (11.11.2018 20:39)
Журналисты – тоже люди, и их порой некоторые задачи застают врасплох, как, например, интервью с балериной. Ведь балет – дело не шуточное, и это только кажется «А что тут такого?».
Позвольте не согласиться! Разве не любопытно узнать, что, оказывается, некоторые балерины не представляют свой день без шоколада и булочек, любят рок и группу БИ-2 и готовы восхищаться мужчинами, которые строят дома? И что балет при определенных условиях может превратиться в бойцовский клуб? Интересно? Тогда читаем дальше!
Светлана Яковлева – 27-летняя балерина волгоградского театра «Царицынская опера». В повседневной одежде и без пуантов она кажется обычной девушкой, только очень худенькой. Хотя Светлана и в свитере, в глаза все равно бросается вытянутая шея и длинные, тонкие, очень подвижные кисти и пальцы, которыми она как бы подыгрывает, когда говорит. Привычка, выработанная на сцене.
- Светлана, откуда берутся балерины в нашем городе? Хочется спросить, каким ветром вас сюда занесло? И как вообще сделать из ребенка балерину?
- Вообще, а в Волгограде особенно, здесь самое главное – найти своего педагога. Хорошего педагога. Замечательно, что сейчас в Волгограде открыто много студий именно классического танца. Но все равно ситуация с педагогами очень острая. Ведь это все частные студии. А профессионального хореографического училища в нашем городе пока нет.- То есть у нас училище и институт культуры не выпускают артистов балета?
- Наш институт готовит преподавателей, а также исполнителей для ансамблей современного и народного танцев. Наверное, раньше не было такой острой необходимости в танцовщиках классического балета. Но сейчас в репертуаре театра «Царицынская опера» есть очень серьезные балетные спектакли.
- А как шло твое становление как балерины?
- В свое время у нас был очень известный Волгоградский детский музыкальный экспериментальный театр, где дети танцевали именно спектакли классического балета. Также были музыкальные спектакли для детей. Руководила театром Кочеткова Елена Александровна. Это был творческий коллектив очень достойного уровня, хоть и детский. Его знали во всей России.
- А что же стало с этим театром?
- Сложно сказать. В 2003 году его расформировали. Наверное, финансирования не было. Сначала труппу передали в Детскую филармонию, а затем уже «Царицынскую оперу». Эти артисты и стали первым составом балетной труппы нашего театра.
Я тоже перешла в "Царицынскую оперу" и застала первый сезон театра. На тот момент мне было 14 лет.
- Ты получили образование во ВГИИКе?
- Да. По окончанию получила специальность «Руководитель хореографического коллектива. Преподаватель». Мне очень повезло, что педагогом по классическому танцу у нас была все та же Елена Александровна Кочеткова, которая посвящала нам все свое свободное время. Она знала, что я хочу не только преподавать, но и танцевать, поэтому спрос с меня был, как с исполнителя.
- Со скольки лет девочки могут начинать заниматься балетом?
- С четырех лет. Но это еще не балет, как очень многие пропагандируют. Это основы хореографии. В любом случае ребенка в этом возрасте нужно научить слышать музыку, двигаться под музыку, научить основам координации, немножко растяжки дать.
- А когда же начинается балет?
- С классической хореографией детей можно знакомить лет с 6-7. В 7-8 лет детишек уже можно постепенно «ставить к станку». Раньше дети могли прийти в первый класс хореографического училища, это пятый класс общеобразовательной школы, совершенно неподготовленными. Тогда внимание обращали лишь на природные данные абитуриентов - линии, выворотность,гибкость, подъем, танцевальный шаг и музыкальность. Сейчас этого уже не достаточно.
Поэтому лет с шести мы начинаем подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональное учебное заведение. Не нужно разучивать сложные танцы, но к моменту поступления у ребенка, например, должны быть правильно поставлены спина и руки, должны быть сильные стопы, развита координация.
- А изначально девочка должна быть хрупкая по телосложению, или это не принципиально?
- Она должна быть изящной, с вытянутыми линиями, но мышечная структура в идеале должна быть сильной. Очень много детей с колоссальными данными - длинные ноги и ручки, высокий подъем, хороший шаг, но они ничего не могут сделать в силу того, что они слабенькие. Эта гибкость им даже мешает.
- Сколько нужно заниматься, чтобы ребенка поставить на пуанты?
- Это очень индивидуально. Некоторым это дается очень тяжело. А вообще артист балета учится танцевать всю свою жизнь .
- А взрослого человека можно научить?
- Смотря сколько желания. У меня была практика. Человек в возрасте за 30 для себя захотел заниматься. За полгода мы добились хороших результатов. Но к профессиональному балету это не имеет отношения. Хотя вот у Евгения Панфилова был проект. Школа балета, "Балет толстых" и третья труппа – «Бойцовский клуб». Он брал с улицы неблагополучных ребят и приводил в танцевальные классы. И он делал с ними какие-то сумасшедшие постановки. Это просто икона современного российского танца.
- Это действительно очень болезненный процесс?
- Да. Без боли никак не обойтись. Мышцы в любом случае будут болеть. Раньше детей ставили на пуанты в возрасте 10-11 лет. Потому что в этом возрасте завершается формирование стопы. Раньше не стоит ставить на пуанты. Хотя сейчас и пуанты другого качества, и техника исполнительства шагнула далеко вперед. Дети и с 7,и с 8 лет начинают стоять на пуантах. Но это очень индивидуально. Если голеностоп крепкий - можно пробовать, но дозированно.
- Чего ты не можешь себе позволить из того, что может позволить себе любая другая девушка? Может, высокий каблук или что-то еще?
- Я практически всегда хожу на высоких каблуках. Наоборот, для меня это более привычно, когда на подъеме нога. Но я не могу себе позволить катание на коньках, скейт и другие травмоопасные занятия. Не могу себе позволить лишний раз подвергать себя риску каких-то травм.
- У человека, который смотрит на балерину, первое, что возникает в голове - она, наверное, ничего не ест. Но у вас такие колоссальные нагрузки, их не вытянешь на йогурте с яблоками.
- На самом деле я ем все. Люблю очень сладкое, печеное, не представляю свой день без шоколада и булочек. Но я ограничиваю себя перед спектаклем только ради того, чтобы не чувствовать тяжести.
- То есть ты не придерживаешься какого-либо специального питания?
- Нет, я питаюсь очень не правильно.
- Даже можешь позволить себе зайти в Макдональдс?
- Конечно. Причем летом довольно часто.
- А есть какая-то планка на весах, через которую ты категорически не переступаешь?
- Я за весом не слежу. Мне поправиться тяжелее, чем сбросить. Мой максимум - 46 кг. Сейчас мой вес 43 кг при росте 168 см. Но это абсолютно не специально. Сказывается нагрузка и режим, в котором я работаю.
- Светлана, у тебя есть семья, дети?
- Пока нет. Я не замужем.
- А если балерина становится мамой, ей после родов тяжело вернуться на сцену?
- Думаю, что тяжело. Потому что это, во-первых, большой перерыв в занятиях. Как минимум год ты не танцуешь. Во-вторых, физиологию никто не отменял. Я с содроганием жду момента, когда придется возвращаться после родов. Потому что вернусь точно - я без этого просто не смогу. Мы в отпуске месяц не занимаемся, и когда начинаем вновь входить в форму, приходится очень тяжело. По юности этот период вообще не чувствовался. Практически сразу возвращались в форму. А сейчас я даже в отпуске не могу себе позволить отдыхать. Максимум две недели без занятий. А во время беременности это не 2 недели пропуска, а просто катастрофический период паузы.
- А так занятия каждый день?
- Да.
- Именно в балетной студии или ты еще где-то занимаешься, например, в тренажерном зале?
- Я, к сожалению, не успеваю ничего кроме занятий и репетиций в балетном классе,хотя сейчас очень далеко шагнули методики тренировок танцовщиков. У нас в театре нет тренажерного зала, куда бы мы могли ходить, когда есть свободная минутка. И в Волгограде я не видела ни в одном из фитнес-клубов именно те тренажеры, которые могли бы помочь балерине. Ведь балерины не только у станка стоят. Они занимаются и пилатесом, и различными тренажерами. Еще очень полезна йога - она помогает мышцам расслабляться, ведь если постоянно нагружать мышцы и не давать им отдыха - это чревато травмами.
- Сейчас в репертуаре театра в каких спектаклях ты задействована? Это ведь не только балетные постановки?
- Балетные спектакли все. Это «Щелкунчик», «Жизель», « Лебединое озеро». Но мечты танцевать все ведущие партии в балетах у меня никогда не было. Больше всего мне хотелось станцевать вставное па-де-де из первого акта балета «Жизель». Его я репетировала еще с детства. В надежде на то, что когда-нибудь удастся исполнить его на сцене. Лет 10 репетировала. И этом году я впервые вышла в этой партии.
Помимо балета, сейчас в новогоднем спектакле у меня роль Снегурочки. Это детский спектакль-сказка.
- Насколько загруженность большая? В день один спектакль?
- Сейчас мы работаем по две сказки в день. А вот 28-го у нас даже было две сказки в день, и вечером «Щелкунчик».
- А зачем артистке, что танцует в «Щелкунчике», Снегурочка? Или это обязательно?
- Это пожелание нашего режиссера. На самом деле у меня просто большой опыт работы именно на детских сказках, благодаря Музыкальному театру, где проработала 7 лет. Перед каждым детским спектаклем проходят новогодние массовки, и вот на таких представлениях я и училась актерскому мастерству. Поэтому режиссер предложил мне эту роль. А еще в этой сказке танцуют детки мои, ученики. И вот они под моим руководством выходят на сцену. Вышла Снегурочка, и все мои Снежинки со мной.
- Светлана, у балерины много поклонников?
- Не знаю.
- Как это? Они же дают о себе знать? Записки, цветы, социальные сети и прочее?
- Не могу ответить. Я не знаю. Видимо, у меня очень скромные поклонники, они не дают о себе знать. Ну, либо их просто нет. Все мои друзья – это мои главные поклонники. Они ходят на мои выступления, поддерживают меня, гордятся мной. Других не видела пока.
- А если с тобой знакомится мужчина, и в разговоре ты признаешься, что по профессии балерина, у него сразу глаза загораются?
- Поначалу да, загораются, всем очень интересно. Редкая профессия, постоянно занята, театры, спектакли. Людям интересно. Но не каждый может общаться со мной именно из-за вот этого всего перечисленного. Кроме того, балеринам с детства прививают дисциплину, самокритичность. Я сложный человек в общении.
- Светлана, у тебя есть молодой человек?
- Ой, личные вопросы…
- Наши читатели-мужчины должны знать, есть ли у них шанс.
- Есть шанс.
- Тогда скажи, какой мужчина может тебя покорить, и чем?
- Я не знаю. Наверное, влюбиться можно в любого человека. Это не подконтрольно. Но если говорить о первом впечатлении, то любой женщине нравятся мужчины, которые следят за собой и своей физической формой. Но с другой стороны, я же педагог-хореограф. Я смогу и в форму привести, и программу тренировок составить. Было бы желание.
- В приоритете мужчины, которые работают в балете?
- Я раньше думала, что мне будет легче общаться с человеком, который из моей профессии. Сейчас я понимаю, что вряд ли. Но если человек совсем далек от искусства и спорта, ему тяжело будет меня понять. Когда идет подготовка к спектаклю, идет настройка, я могу день ни с кем не разговаривать. Не каждый человек сможет это понять и принять.
Я очень люблю, уважаю и восхищаюсь профессионалами своего дела, независимо от того, чем человек занимается. И мне бы хотелось, чтобы мой мужчина горел своим делом, чтобы я смотрела на него и восхищалась. Даже если он строит дома, он должен быть асом в своем деле. Вот тогда мне будет интересно. А еще мне нравится харизматичность в мужчинах.
- А что в мужчине тебя способно сразу оттолкнуть?
- Жадность и грубость. Я сама человек не жадный, и люблю дарить подарки без повода всем своим близким.
- Светлана, представь, вот ты выходишь замуж, и мужчина, которого ты любишь, хочет, чтобы ты оставила свою профессию, как быть?
- Категорически нет. Не приму таких отношений. Я не смогу сидеть дома без своего любимого дела. Я привыкла трудиться с детства. Окружающие считают меня трудоголиком, хотя я считаю себя лентяйкой.
- Сколько часов в день у тебя занимает работа?
- 14-15.
- Действительно, лентяйка.
- Я просто себя заставляю. Дайте мне волю - буду целый день лежать и ничего не делать.
- А ты когда выходишь на сцену, чувствуешь себя звездой? Ведь в зале сидят люди, которые восхищаются тем, что ты делаешь.
- Нет. Совсем не чувствую. Я выхожу на сцену примерять на себя роль и проживать какую-то историю. Я иду не танцевать, я иду рассказывать.
- А бывают моменты, когда тебе не достаточно движений? Хочется сказать или спеть?
- Если это касается классической хореографии, то в ней достаточно всего. Она поставлена уже давно. Мастерами своего дела. Там продумано все до взгляда, и ценно то, что мы не привносим свое, а сохраняем традиции. Это касается икон классического танца – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». А если говорить о мюзиклах - то вот там хочется и петь и танцевать.
- Светлана, а как артисту не надеть на себя «корону»? Есть какой-то рецепт от звездности?
- Нужно побольше в зале проводить время и смотреть на себя со стороны - в зеркало, на видео. Слушать своих педагогов. Они не дадут зазвездиться.
- Светлана, кто для тебя икона балета?
- Если говорить о современности, для меня - Светлана Захарова. Хотя в каждом спектакле я бы выделили свою икону или кумира. Если Захаров в «Спящей красавице» и «Лебедином озере», то в «Жизели» - Осипова. Она в сцене сумасшествия не старается быть красивой. От ее дикого взгляда мурашки пробегают. Это по видео. Не представляю, каково это в живую.
- Какую музыку слушает балерина?
- Я люблю слушать рок - Би 2, Океан Эльзы, обожаю группу Мумий Тролль. Еще мне очень нравится музыка Yoav, его стиль мне определить сложно, но его композиции волшебны.
- А с кем бы из музыкантов вышла на сцену в пуантах? В рамках какого-то совместного проекта.
- С Би 2. Я люблю подписываться на эксперименты.
- Светлана, расскажи, как и где ты будешь завтра отмечать Новый год?
- Я еще даже не планировала свой праздник. Я люблю импровизацию. Если будет позволять погода - я пойду гулять. Буду в Волгограде. Хотя…вдруг Би 2 позвонят и позовут куда-то…
- Светлана, спасибо тебе огромное за твое чудесное новогоднее настроение, которое чувствуется, за искренность в ответах, за простоту. Но главное – за твой профессионализм и сумасшедшую любовь к своему делу. Поздравляем тебя и твоих коллег из театра «Царицынская опера» с Новым годом! Пусть 2019 станет для вас годом блистательных постановок, известности, успеха и аншлагов!
Анна Дребнева
Новости на Блoкнoт-Волгоград