Тогда и сейчас: на каком трамвае в Сталинграде ездили на работу
Читайте также:
- «Было много замечаний по работе»: в Волгоградской области после скандалов ушло в отставку руководство психоневрологического интерната (27.11.2020 15:58)
- Следствие потребовало 21 месяц заключения волгоградскому генералу Михаилу Музраеву (27.11.2020 14:31)
- В центре Волгограда загорелась иномарка: фото и видео (27.11.2020 13:20)
- Больше 10 дней мертвая собака рядом с трамвайными путями пугает волгоградцев (27.11.2020 12:01)
Сегодня в Волгограде в городском парке по улице Коммунистической глаз горожан и туристов радует трамвайный вагон серии «Х» - памятник. Здесь он появился 7 лет тому назад, в апреле 2013-го. Такие трамваи перевозили пассажиров Сталинграда на протяжении 38 лет — в довоенное и послевоенное время.
Как появился трамвайный вагон в Волгограде?
Памятник — только копия вагона серии «Х» в натуральную величину. Его установили 19 апреля 2013 г. к 100-летию со дня пуска трамвайного движения в Царицыне – Сталинграде – Волгограде.
Исторический факт: в 1929 году в Сталинград стали поступать вагоны серии «Х» производства именно Мытищинского машиностроительного завода, которые эксплуатировались на маршрутах города до 1967 года.
Вагон-памятник в Волгограде создали из вагона МС-4 1932 года выпуска - «моторный стальной». Чтобы памятник действительно стал «царицынским», специалисты МУП «Метроэлектротранс» выезжали в командировки в Санкт-Петербург. Здесь на одном из заводов они заметили старенький вагон, который не использовался. Летом 2010 года его выкупили и привезли из Санкт-Петербурга в Волгоград.
Старый вагон сначала доставили на завод по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА». Коллектив должен был из вагона МС-4 воссоздать не только внешний, но и внутренний облик вагона серии "X". Над воссозданием копии трудились замдиректора завода, инженер-конструктор, газоэлектросварщик и плотник.
Причем, воссоздавая трамвай, рабочие смотрели на более поздню копию вагона серии "X", где имелась одна кабина водителя и две двери справа. К 2011 петербургский вагон был разобран, тележку отделили от кузова, занялись чертежами. Кстати, чертежей подобных вагонов на предприятии не сохранилось. Для памятника изучались архивные фото трамвая серии X, который ходил по историческим улицам города. И специалисты, составив трехмерную модель, сварили каркас, обшили его металлом. Внутренний интерьер вагона изготавливался отдельно. Потолок, скамейки, пол — все сделали из дерева. Чтобы воссоздать копию, использовали материалы, которые применялись при постройке трамваев в начале XX века.
Готовый памятник с помощью подъёмного крана погрузили на трал и доставили на место установки. Устанавливали его на сегодняшнее место в ночь с 17 на 18 апреля 2013 года. Для этого была использована специальная площадка с рельсами в горсаду. А на следующий день памятник открыли.
Трамвай специально был установлен на площадку с рельсами таким образом. Она вымощена брусчаткой, что тоже напоминает, что когда-то горожане ездили на работу и на таком виде общественного транспорта.
Почему именно трамвай серии "X"
Памятник в горсаду в Волгограде, как упоминалось выше, лишь копия трамвая серии "X". Его с 1926 по 1937 год выпускали на Мытищинском машиностроительном заводе с 1926 по 1937 год, а с 1937 по 1941 на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
Кстати, промышленный выпуск трамвайных вагонов был прекращен в царской России еще накануне первой мировой войны. Гражданская война привела к полной разрухе трамвайного хозяйства. Жителей перевозил разнотипный подвижной состав, но он не справлялся, нуждался в реконструкции и пополнении. Решено было перейти к выпуску стандартных трамвайных вагонов единого образца.
Первая крупная партия моторных вагонов была заказана для тогдашней столицы Украинской ССР - Харькова, поэтому весь тип моторных вагонов получил обозначение «Х». Аналогично первая крупная поставка прицепных вагонов пришлась на Москву, и прицепные вагоны получили серию «М».
В начале 30-х годов в Мытищах выпускают до 2000 вагонов «Х» и «М» в год. В 1937 году вагоны этих типов составляют около 80% всего трамвайного парка СССР, и как уже понятно, подобные вагоны оказались в Сталинграде-Волгограде.
Производство вагонов «Х» и «М» свернулось после начала Великой Отечественной войны.
Общеизвестно и то, что Царицын был первым уездным городом России, в котором 9 апреля 1913 года был пущен электрический трамвай. Его строительство завершилось буквально за год. Для трамвая здесь в 1912 году построили электростанцию мощностью 1,2 тыс. кВТ и новый железобетонный мост через Царицу вместо старого деревянного.
Первый трамвайный парк в Царицыне был построен в Зацарицынской части города на улице Сердобской (ныне улица КИМ). Сейчас на этой территории цеха завода по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА».
Вагоны серии "X" возили сталинградцев на работу и по делам по маршрутам: Центр города (Октябрьская площадь) – станция Сталинград-II, Центр города – ул. Медведицкая, Центр города – тракторный завод, Центр города – лесозавод им. Куйбышева (Ельшанка), Центр города – ул. Ладожская (Красные казармы), Центр города – 1-я Совбольница, Центр города – Аэродром, Центр города – Разгуляевка. Позже были и другие маршруты.
Трамвай в Сталинграде продолжал работать до 23 августа 1942 года, когда город подвергся массированной бомбежке фашистской авиацией. Во время Сталинградской битвы все трамвайное хозяйство было уничтожено. В 1953 году в Сталинграде действовало 9 трамвайных маршрутов.
С сентября 1967 года в Волгоград стали приходить комфортабельные вагоны чешского производства «Татра» Т-3. Их можно видеть на маршрутах города и сегодня.
Кстати, во внутрь памятника сейчас не попасть, двери закрыты на замок.
ФОТО: музей МУП "МЭТ"
Ирина Рассказова